Для П
       <b>Помним
       <b>Помним
</b>
    ✨ ░ ✨ ░
✨ ░ ✨ ░
✨
<b>
   
Григорий ГОРИН
</b>
 ﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌
<i>
Как иронично
отмечает сам автор фамилия Горин – это аббревиатура (Гриша Офштейн Решил
Изменить Национальность).
<b>
Григорий Горин
о себе: </b>
Насколько мне
не изменяет память, я родился в Москве 12 марта 1940 года ровно в двенадцать
часов дня. Именно в полдень по радио начали передавать правительственное
сообщение о заключении мира в войне с Финляндией. Это известие вызвало,
естественно, огромную радость в родовой палате. Акушерки и врачи возликовали и
некоторые даже бросились танцевать. Роженицы, у которых мужья были в армии,
позабыв про боль, смеялись и аплодировали. И тут появился я. И отчаянно стал
кричать…
Не скажу, что
помню эту сцену в деталях, но то странное чувство, когда ты орёшь, а вокруг все
смеются – вошло в подсознание и, думаю, в какой-то мере определило мою судьбу…
Писать я начал
очень рано. Читать – несколько позже. Это, к сожалению, пагубно отразилось на
моём творческом воображении. Уже в семь лет я насочинял массу стихов, но не про
то, что видел вокруг, скажем, в коммунальной квартире, где проживала наша
семья, а, в основном, про то, что слышал по радио. Радио в нашей квартире не
затихало. По радио шла холодная война с империалистами, в которую я немедленно
включился, обрушившись стихами на Чан-Кай-ши, Ли-сын-мана, Адэнауэра, Де Голля
и прочих абсолютно не известных мне политических деятелей. Нормальные дети
играли в казаков-разбойников или боролись во сне со Змеем Горынычем. Я же
вызывал на смертный бой НАТО и Уолл-стрит!..
Воротилы
Уолл-стрита,
Ваша карта
будет бита!
Мы, народы всей
земли,
Приговор вам
свой произнесли!..
и т.д.
Почему я считал
именно себя «народами всей земли», даже и не знаю.
Но угроза
подействовала! Стихи политически грамотного вундеркинда стали печатать в
газетах. В девять лет меня привели к Самуилу Яковлевичу Маршаку. Старый добрый
поэт слушал мои стихи с улыбкой, иногда качал головой и повторял: «О, господи,
господи!..»
Это почему-то
воспринималось мною как похвала.
– Ему стоит
писать дальше? – спросила руководительница литературного кружка, которая и
привела меня к поэту.
– Обязательно!
– сказал Маршак. – Мальчик поразительно улавливает все штампы нашей пропаганды.
Это ему пригодится. Если поумнеет, станет сатириком! – и, вздохнув, добавил: –
Впрочем, если станет сатириком, то, значит, поумнеет не до конца…
Так определился
мой литературный жанр.
К четырнадцати
годам, убедившись в незыблемости империализма, я порвал с международной
тематикой и перешёл к внутренним проблемам. Стал писать фельетоны, сценки,
рассказы на школьные темы. В восьмом классе, после исполнения на вечере
куплетов о хулиганах, меня здорово отлупили…
Это и был мой
первый настоящий успех на выбранном пути. И позже бывали удачи – закрывали мои
спектакли, запрещали фильмы, но вот о такой живой и непосредственной реакции на
меткие остроты приходилось только мечтать…
Заканчивая
школу, я твёрдо решил, что стану писателем. Поэтому поступил в медицинский
институт. Учась в институте, а позже работая врачом «Скорой помощи» в Москве, я
продолжал писать рассказы, фельетоны, монологи, сценки. Одним словом, стал тем,
что у нас называется «писатель-сатирик».
К началу
семидесятых годов у меня вышло уже несколько книг рассказов и пьес, я был
принят в Союз писателей и решил проститься с работой в «Скорой помощи».
Антон Павлович
Чехов писал: «Медицина – моя жена. Литература – моя любовница». Я тоже долго
метался между этими двумя дамами сердца, пока не возникли новые увлечения
мужского и среднего рода — Театр и Кино! Эта компания завладела мной полностью,
не оставляя времени ни на рассказы, ни на то, чтобы лечить других, ни на то,
чтобы лечиться самому…
Начинались так
называемые «застойные времена». Я беру эти слова в кавычки, потому что в
искусстве застоя вообще не бывает. Живая идея всегда пробивалась к жизни, как
трава из-под асфальта… Поэтому настоящие прозаики писали «в стол»,
кинематографисты клали готовые фильмы «на полки», художники развешивали свои
картины на кухнях…
Театру, может
быть, было труднее всего! Ему нужен был зритель, и не будущий, а современник! И
говорить хотелось в полный голос, не спотыкаясь о бесконечные запреты…
Я решил помочь
зрительской фантазии. Стал сочинять пьесы-притчи, основанные на исторических и
литературных легендах. Первая из них называлась «…Забыть Герострата!» …Древний
греческий город Эфес, сожжённый храм, беспородный хам, рвущийся к власти… Мне
казалось, думающие люди меня поймут. Пьеса имела успех. Люди всё поняли.
Цензоры тоже.
Работник
Министерства культуры с выразительной фамилией Калдобин задал мне уникальный по
изобретательности вопрос.
– Григорий
Израилевич, – сказал он мне, – вы же русский писатель? Так?! А зачем же вы тогда
про греков пишете, а?
Я не нашёлся,
что сказать в ответ. Да и как можно было объяснить этому убогому чиновнику, что
кроме его учреждения существует иное пространство, имя которому – Вселенная, и
кроме его календарика с красными датами существует иное время, имя которому –
Вечность. И если жить по этому летосчислению, то получается, что все люди – и
жившие, и живущие, и готовящиеся к жизни – современники.
И тогда
фламандский шут Тиль Уленшпигель становится понятен своим московским
сверстникам и призывает их к свободе, немецкий барон Мюнхгаузен учит русских
людей ненавидеть ложь, а английский сатирик Джонатан Свифт – иронии и сарказму…
Я перечислил
спектакли и фильмы, которые мы делали вместе с режиссёром Марком Захаровым. А
ещё были пьесы, поставленные в Театре сатиры Андреем Мироновым… И фильм «О
бедном гусаре…», снятый вместе с Э. Рязановым…
Короче, в
застойные годы мне лично азартно и интересно работалось. Было много трудностей
и препятствий, но сегодня как-то и не хочется о них вспоминать. Может, для сатирика
необходимы нажим и запреты, чтобы совершенствовать форму сопротивления?
А может, это
время вспоминается так радостно потому, что я был просто моложе и наивней?!..
Перестройка
круто изменила нашу жизнь. Глоток свободы!.. Ещё глоток! Ещё! Мы упивались свободой!
В России всегда пьют до одурения, забывая, что наступает похмелье… Через
несколько лет мы проснулись и протрезвели неизвестно в какой стране, неизвестно
в какой исторической эпохе.
Одни говорят,
что у нас «ранний капитализм», другие – «поздний феодализм». Третьи
предпочитают термин «постсоциалистический маразм». Трудно со всеми не
согласиться!
Вообще
трудностей прибавилось всем, включая тех, кто занимается искусством. Искусство
всегда требовало жертв или, по крайней мере, пожертвований… А где их взять в
огромной, распавшейся державе?.. И поскольку время поменять нельзя, можно
поменять своё отношение к нему. И не впадать в отчаяние. Что я и пытаюсь
делать, сочиняя новые пьесы, выпуская новые книги.
В ближайших
творческих планах – проводить уходящий XX век и встретить XXI! Причём всё это
делать по мере сил весело и радостно… Этого же я желаю всем читателям! Есть
верная народная примета: как встретишь новое тысячелетие, так его и проведёшь…
Умер Горин в
Москве 15 июня 2000.
</i>
Полностью
читать ❥•••• https://fantlab.ru/autor3120
✨ ✨
✏ Мы живем в
беспокойное время. Люди стали много кушать и мало читать.
✏ — Говорят, юмор жизнь
продлевает…
— Это тем, кто
смеется, жизнь продлевает, а тем кто острит — укорачивает.
✏ Когда кого-то не
уважаешь, можешь нарваться на ответное чувство.
✏ — Что пишут в
газетах?
— Ничего хорошего…
Холера в Одессе, погром в Кишиневе.
— Поэтому я их и не
покупаю. Надо иметь стальные нервы, чтобы еще платить за эти новости.
✏ Теряя деньги,
приобретаешь опыт; теряя жену, приобретаешь свободу; теряя здоровье,
приобретаешь удовольствия… Но нельзя терять надежду; теряя надежду, теряешь
все!
✏ Русские долго
запрягают, но потом никуда не едут. Просто запрягают и распрягают, запрягают и
распрягают. Это и есть наш особый путь.
✏ — У вас бывает
мигрень?
— Слава богу, нет.
— Заведите! Всякий
современный человек должен иметь мигрень… Прекрасная тема для беседы
✏ Человеческие души,
любезный, очень живучи, — задумчиво пояснил дракон. — Разрубишь тело пополам —
человек околеет. А душу разорвешь — станет послушней, и только.
✏ Голова — предмет
тёмный и исследованию не подлежит.
</i>
✨ ✨
Комментариев нет:
Отправить комментарий