25 мар. 2017 г.

•ʚįɞ•ʚįɞ<b>  Хрестоматия андеграундной поэзии </bʚįɞ• ʚįɞ•      
<i>
Литературоведы Кирилл Корчагин и Денис Ларионов рассказывают о представителях литературного подполья 1960–80-х годов и их влиянии на современников и сегодняшних молодых поэтов
<b>
Владимир Бурич
1932–1994
</b
Родился в Александровске-Грушевском (ныне Шахты Ростовской области). Окончил факультет журналистики Московского университета. Долгое время работал редактором, занимался лингвистикой и стиховедением. В Совет­ском Союзе печатался как переводчик и критик; стихи до перестройки практически не публиковались. В конце 1980-х — начале 1990-х годов вышло четыре книги стихотворений, большинство из которых были написаны в 1960–80-е годы. Умер во время поэтического выступления в Македонии.

Окружение

По всей видимости, Бурич был достаточно замкнутым человеком. Круг профессионального и дружеского общения составляли люди, которых он считал единомышленниками и которые так же, как и он, занимались изучением и популяризацией свободного стиха. Среди них эстонский русскоязычный поэт Арво Метс, поэт и переводчик Вячеслав Куприянов, поэт и филолог Юрий Орлицкий.

Поэтика

Бурич сознательно писал только свободным стихом: с его точки зрения, только внутри такого стиха можно добиться «максимальной естественности речевой интонации» (как это формулировал сам поэт). Это роднит Бурича с такими поэтами, как Ян Сатуновский и Всеволод Некрасов: всех их объединяло жела­ние создать «естественный» поэтический язык — такой, который бы не был скован никакими формальными ограничениями и за счет этого мог бы с макси­мальной полнотой выразить жизненный мир современного человека. Однако если Сатуновский и Некрасов стремились запечатлеть в стихах чужую речь, то Бурич, напротив, полагал, что поэзия должна последовательно выражать индивидуальность самого автора. К этой концентрированной индивидуальности не должно было примешиваться ничего лишнего — именно поэтому стихи Бурича часто напоминают афоризмы или короткие емкие формулы.

Влияние

Бурич подходил к свободному стиху не только как поэт, но и как строгий и педантичный ученый, не прощавший никому ошибок и отклонений от выбранного курса. В этом смысле у Бурича нет и не могло быть последо­вателей. Но если смотреть более широко, то можно заметить, что его филигранное мастерство явно задало вектор для стихов Юрия Орлицкого и Дмитрия Кузьмина, а интонация экзистенциального стоицизма — для Виктора Полещука и Станислава Львовского.
 </i>


<i>
Значение

Можно было бы упрекнуть Бурича в своеобразном догматизме, и тем не менее его многолетняя работа по популяризации свободного стиха в значительной мере увенчалась успехом: свободный стих теперь не воспринимается как нечто чуждое русской поэзии и вредное для нее. Стихи Бурича со всей очевидностью показывают, что обращение к свободному стиху было социокультурной необходимостью: отказываясь от всего, кроме чистой словесной формулы, поэт получал способность со всей возможной беспощадностью анализировать свою жизнь, чтобы, не отводя глаз, смотреть через призму собственного опыта на всю трагическую историю ХХ века.

Цитата

«Бурич видел в свободном стихе поэзию в чистом виде, не замутненную формальной заданностью. Необходимость держать метр и рифмовать вызывает аберрацию авторского намерения, приводит к неожиданному для автора результату, читателя здесь как бы обманывают от имени ограниченных свойств „звучания“ языка. Я полагал верлибр средосте­нием между поэзией и прозой: можно определить его как художествен­ный текст, симметричный прозе относительно поэзии. Это третий тип изящной словесности, в древности он был представлен сакральным писанием (молитвы, псалмы, гимны, мантры)».
Вячеслав Куприянов. «Бурич дикорастущий»
Визитная карточка

* * *
Мир наполняют
послевоенные вещи
послевоенные люди

нашел среди писем
кусок довоенного мыла
не знал что делать
мыться
плакать

Довоенная эра —
затонувшая Атлантида

И мы
уцелевшие чудом

Что читать

Книга Владимира Бурича «Стихи. Удетероны»
Владимир Бурич. От чего свободен свободный стих // Вопросы литературы. № 2. 1972
Вячеслав Куприянов. Бурич дикорастущий // Арион. № 3. 1998
</i>

&emsp;  &emsp;&emsp•ʚįɞ•ʚįɞ

Комментариев нет:

Отправить комментарий