2 мар. 2017 г.

•ʚįɞ•ʚįɞ<b>  Хрестоматия андеграундной поэзии </b>  ʚįɞ• ʚįɞ•      
<i>
Литературоведы Кирилл Корчагин и Денис Ларионов рассказывают о представителях литературного подполья 1960–80-х годов и их влиянии на современников и сегодняшних молодых поэтов
<b>
Иван Ахметьев
р. 1950
</b
Окончил физический факультет Московского университета, работал инженером, сторожем, дворником, библиотекарем. В постсоветское время опубликовал собрания произведений многих неофициальных поэтов (Евгения Кропивницкого, Яна Сатуновского и других), составил несколько поэтических антологий, включающих в том числе большие подборки неофициальной поэзии. Лауреат премии Андрея Белого в номинации «За заслуги перед литературой» (2013). Живет в Москве.

Окружение

Ахметьев был близок к конкретистской и минималистской части Лианозовской группы — прежде всего к Всеволоду Некрасову. В 1990–2000-е годы он ста­но­вится своего рода библиографом андеграунда: собирает сведения о публи­ка­циях и судьбах неофициальных поэтов, играет решающую роль в создании нескольких антологий этой поэзии.

Поэтика

Ахметьев — последовательный минималист: его стихи чаще всего состоят из двух-трех строк, они лишены всех примет классического стиха и часто обыгрывают повседневные фразы и выражения. Однако, с точки зрения самого поэта, именно в таких «минимальных» фразах скрывается подлинная поэзия, и только минимализм, лишенный посторонних, декоративных элементов, способен выразить это в наиболее отчетливом виде. Благодаря этому поэтическая речь становится обобщенной, принадлежит всем и никому, что, впрочем, имеет и побочный эффект: поэзия Ахметьева прямо указывает на неспособность человека выйти за пределы мира малых повседневных вещей.

Влияние

Опыт поэзии Ахметьева важен для поэтов, развивающих различные варианты поэтического минимализма (например, для Александра Макарова-Кроткова). Часто Ахметьева читают вместе с другим поэтом-конкретистом, Всеволодом Некрасовым, воспринимая стихи Ахметьева в контексте некрасовской лингвистической утопии (опыт такого «параллельного» чтения заметен, например, у Дины Гатиной и Андрея Черкасова). Другой случай — поэтики, существующие на стыке примитивизма и минимализма (например, стихи Нади Плунгян).

Значение

Благодаря усилиям Ахметьева широкому читателю доступны полные собрания произведений таких классиков андеграунда, как Георгий Оболдуев, Ян Сату­новский, Павел Улитин, Евгений Кропивницкий, Леонид Чертков, Михаил Соковнин и других. Это очень разные авторы, но каждый из них занимает особое место в культурном ландшафте неофициальной поэзии. Опыт его собственной поэзии — как редкий пример последовательного минимализма — оказывается важен для поэтов, которые ищут выход из мира утопической речи Всеволода Некрасова, ограниченного языком и не дающего возможности выйти за его пределы.

Цитата

«Ахметьев не берет ничего готового. Его отучили с самого начала, может быть, еще до рождения — как собак отучают перченой приман­кой.
     Или, если сказать „берет“, то не хватает в пасть, а недоумевает, обследует так и эдак. Пытается освоить на глазах. Кстати, это и инте­ресно…
     А в общем, он тем и взял, что не берет. Не берет, а порождает. Не знает — было слово, не было слова, пока оно само не возникает в нем и из него не выскакивает, и тут оно узнается — стало быть, да, все-таки слово было. И опять есть. Какое есть — вот оно».
Всеволод Некрасов. Из предисловия к книге Ивана Ахметьева «Миниатюры»
Визитная карточка

В случае минимализма трудно ограничиться каким-либо одним стихотво­ре­нием, поэтому ниже — несколько очень коротких стихов Ахметьева советского времени.

* * *
мне кажется
я в чем-то здесь
заблуждаюсь

в чем-то
самом главном

во всем

* * *
он любит
и хочет
как лучше

* * *
Бог простит

Бог отмстит

* * *
я так думаю

свое мнение
я хотел бы
изложить в стихах

они перед вами

Что читать

Иван Ахметьев на сайте «Вавилон»
Арво Метс. Стихи и только стихи // Новое литературное обозрение. № 9. 1994
Михаил Нилин. Концептуальная поэзия Ивана Ахметьева // Цирк «Олимп». № 30. 1997
Александр Житенев. Выход всегда есть // Новое литературное обозрение. № 114. 2012
</i>

&emsp;  &emsp;&emsp•ʚįɞ•ʚįɞ

Комментариев нет:

Отправить комментарий