13 окт. 2017 г.

<i>
«Уважаемый господин президент Рональд Рейган! Обращается к вам популярный в Советском Союзе киноартист Савелий Крамаров. Я не переоцениваю свою известность. Стоит вам, гуляя с супругой по Москве, спросить у любого москвича, у любой старушки, даже если вам ее подставят и она окажется агентом КГБ, знает ли она Савелия Крамарова, то она обязательно откроет рот (даже будучи чекисткой) и скажет: «А как же?! Смешной артист! Много раз смотрела фильмы с его участием. Кого он только не играл!..»… Старушка, кем бы она ни была, даже министром культуры, скажет вам правду, но не всю. Действительно, зрители до сих пор смеются над героями моих фильмов, но лично мне самому сейчас не до смеха. Я не умираю с голоду, но не одним хлебом жив человек. И хотя хлеб у нас с вами разный и питаемся мы по-разному, но мы оба любим творчество и не можем жить без него. Поэтому помогите мне обрести в вашей великой стране возможность работать по специальности…»

Савелий Крамаров


Отец Савелия Викторовича был дважды осужден (1938 и 1950). Позже был реабилитирован. Круг общения и его дядя, эмигрировавший в Израиль, сделали Крамарова человеком с сомнительными для Советского Союза связями, что было равнозначно концу карьеры. Кроме того, он начал заниматься йогой, стал в значительной мере религиозным человеком, посещал синагогу и отказывался от съёмок в субботу. Его стали снимать всё реже, а в последние три года перед отъездом и вовсе перестали предлагать роли.

Савелий Крамаров подал документы на эмиграцию в Израиль, аргументируя тем, что в Израиле у него единственный родной ему человек — его дядя, но ему отказали в выезде из СССР. Ведь он снялся более чем в сорока фильмах, и в случае его эмиграции все эти картины по принятым тогда правилам должны были «положить на полку». Из страны Савелия Крамарова не выпускали, но и работать по специальности он не мог. Тут и написал он письмо, которое несколько раз прочитали в эфире радиостанции «Голос Америки».
Дошло ли оно до ушей американского президента, неизвестно, но осенью 1981 года Савелий покинул страну.

История на этом не закончилась. После его отъезда стали думать, что делать с фильмами, в которых он снимался. Запретить? Но там снимался не только Крамаров. Ограничить прокат? Но они продолжали приносить государству хороший доход. Решение вскоре нашли, и было оно отнюдь не соломоново, а вновь по-советски абсурдно — постановили картины из проката не изымать, прокат не ограничивать, но фамилию артиста из титров вычеркнуть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий