17 мар. 2019 г.


ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ ҳ̸Ҳ̸ҳ

<i> Про тетю Люсю я слышала от мамы с детства: она всегда говорила о ней с грустью. Однажды мама рассказала, что тетя Люся подарила ей, еще маленькой девочке, коллекцию мхов. В детстве я старалась представить себе эту необычную коллекцию…
</b>
Когда в начале 90-х по экранам телевизоров поползли «расстрельные» списки жертв сталинских репрессий, мама сказала нам с сестрой: «Ищите в списках Ольгу Акимовну Шумаеву. У нее было редкое отчество, и по отчеству ее можно найти». Но, конечно, найти ее имя среди сотен и тысяч, промелькнувших на телеэкране, было невозможно.

Увы, уже после смерти мамы, в эпоху интернета, моя сестра набрала в поисковой строке: «Ольга Акимовна Шумаева» – и вдруг ответ: «…Расстреляна 13 июля 1937 г. Место захоронения – Москва, Донское кладбище.». Да, это была бабушкина младшая сестра Ольга - в семье в ее ласково звали Олюся, Люся.

Когда в 1937 году моя бабушка Клавдия поехала в Москву искать пропавшую сестру через Красный крест, Ольга Акимовна уже была расстреляна. Вслед за ее исчезновением, моя бабушка Клавдия Шумаева и мой двоюродный дедушка Аким Шумаев были арестованы и сосланы на долгие годы – до самой смерти Сталина. Участь Ольги Акимовны отозвалась на судьбе всей семьи: ее сестры, брата, племянников – моей мамы и дяди, в школьном возрасте оставшихся без родителей.

-----------------
2
 <i
Отрывок из маминых воспоминаний, фотографии из семейного альбома – вот и все, что осталась у нас об Ольге-Люсе Шумаевой. И вот через 77 лет после ее исчезновения иду в то самое страшное место – на Лубянку, точнее, в приемную на Кузнецком мосту. Пишу запрос: «В Центральный архив ФСБ России, Начальнику архивных фондов… Прошу Вас предоставить мне для ознакомления архивное следственное дело моей репрессированной двоюродной бабушки…» И получаю ответ. Да, дело найдено, и я могу с ним ознакомиться.

В назначенное время приезжаю на Кузнецкий мост и получаю в руки следственное Дело по обвинению Шумаевой Ольги Акимовны. Читаю с 10 утра до пяти вечера, не отрываясь, и, как оглушенная, выхожу из читального зала. Кузнецкий мост бурлит празднично, многоголосо, сверкают витрины, мимо идут люди, люди… И никому неведома только что открывшаяся мне история. С гибелью бабушки Ольги прервалась одна из линий нашего рода, и больше ни в ком не повторились ее прекрасные черты...

Номер Дела 11373 был первоначальный, потом он несколько раз менялся при инвентаризациях. Человека уже не было на свете, а Дело продолжало жить архивной жизнью. На 143-х аккуратно подшитых и пронумерованных страницах – полная документация по уничтожению: допросы обвиняемой и свидетелей, протоколы обысков, очной ставки, обвинительный приговор Суда Военной коллегии, справка о расстреле. Перелистывая страницы снова и снова, ищу любые детали, свидетельства о жизни человека. И как со старой фотопленки проступают очертания прошлого, так из бесстрастных документов является давно ушедшая жизнь.
</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий