13 нояб. 2019 г.

░░|░░|░░|░░|░░|
░░|░░|░░
Особый взгляд
<i> 
Вера Соколинская </b>

11 ноября 198 лет со дня рождения Федора нашего Михалыча.
5 упреков Достоевскому
День Достоевского обожаю, самого его терпеть не могу.
Упрек первый, мировоззренческий
Эпиграф: -Будем страдать, Лешенька. Папенька говорит, что страданиями душа совершенствуется, одни радости вкушать недостойно.
- К черту Вашего папеньку! (к/ф "Формула любви")
Мир Достоевского - это сборище несчастных полусумасшедших страдальцев, занятых изощренным мучительством друг друга. Никто из героев не ведет себя как взрослый, адекватный человек, никто. Один "положительно прекрасный" человек - и тот идиот.
Сплошная истерика, параноидальный бред, вульгарная мелодрама, уголовщина, аффект, надрыв и все это тонет в пьяных слезах, сентиментальных соплях и море, просто океане мелодраматических страданий. От такого мелкоуголовного сюжета подняться до философский вопросов - гениальный писатель!
"Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием" - утверждает гений-мазохист, и его слава делает этот сомнительный тезис принципом жизни.
Достоевский не просто описал этот коктейль из упоения страданиями, иррациональности, метаний из крайности в крайность, отсутствие зачатков нравственности, принципов и здравомыслия - он это воспел!
Отец пьет, от того, что обрек на нищету детей и дочь на панель; дочь становится проституткой, чтобы отец мог пить дальше; от осознания на что толкнул дочь, он пьет еще больше - только смерть останавливает этот обожаемый Достоевским цикл.
Бедные люди страдают от того, что крайне бедны, но когда деньги появляются, выясняется, что они ничего не решают, все страдают еще больше.

===== 2
<i> 
Именем писателя эту национальную душевную болезнь объявили достижением. Вместо ужаса от описанного, благодаря его гению, читатель проникается гордостью. Восхищением глубиной падения (они же глубины русской души).

Наша любимая национальная игра - соревнование у кого хуже. С криком, истерикой, выставлением напоказ язв и расковыриванием старых ран. С полным отсутствием мышления, ответственности, юмора. Дела у нас не могут быть хорошими, "ничего" - это высшая планка.
Все сюжеты Достоевского можно разбирать как клинические случаи. Очень запущенные. Можно читать как великую литературу. Но нет! Мы так живем, вонью этих страданий наслаждаемся вместе с героями и суем под нос каждому. Мы не хотим лечиться, мы видим в этом предмет гордости и нашей особости. Страдание у нас цель, смысл и путь.
Любое преступление оправдывается страданием. А если не страдает, то негодяй. Каждый носится со своей болью. Не дай бог, предложить от нее избавление, - не надо. Зачем анализ, усилия, обустройство собственной жизни, когда можно включиться в гонку за титул чемпиона по страданиям и размышлять о счастье человечества?
Если страдаешь, то можно ничего уже не делать, - страдание все спишет. Конечно, такой писатель культовый в России.
Я четверть века прожила в коммуналке - все ежедневно будто разыгрывают сцены из Достоевского. Обсуждение любого конфликтного вопроса - импровизации на темы Достоевского. Только сотри тонюсенькую корочку благополучия - надрыв, истерика, страдание (хорошо, если без убийства).

===== 3
<i> 
"Достоевский — гений, но это злой гений наш. Он изумительно глубоко почувствовал, понял и с наслаждением изобразил две болезни, воспитанные в русском человеке его уродливой историей, тяжкой и обидной жизнью: садическую жестокость и — противоположность её — мазохизм существа забитого, запуганного, способного наслаждаться своим страданием, не без злорадства, однако, рисуясь им пред всеми и пред самим собою". — М.Горький. О «карамазовщине». 1913.
Упрек второй, политический
Эпиграф: ОМОН избивал демонстрацию мазохистов: давно обе стороны не получали такого удовольствия. (старый анекдот)
Поднявшись в юности на эшафот и ожидая смерти, Достоевский испугался на всю жизнь. Когда студента приговаривают к смерти за чтение письма одного литератора другому, а после каторги он становится реакционнее правительства - этот алгоритм воспроизводится у нас до сих пор (от Солженицына до Лимонова). Просветление и перерождение на каторге канонизировало этот путь, загубивший миллионы. Только Шаламов имел мужество сказать: "Лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью. Ничего полезного, нужного никто оттуда не вынесет, ни сам заключенный, ни его начальник, ни его охрана, ни невольные свидетели – инженеры, геологи, врачи, – ни начальники, ни подчиненные".
Своей биографией Достоевский показал эффективность государственного произвола, своим прощением как бы дал на него моральное право. Если он по-мазохистки, по-христиански возлюбил своих мучителей, то я не могу простить ему углубление этой колеи тоталитарности.
"Многогранную личность Достоевского можно рассматривать с четырех сторон: как писателя, как невротика, как мыслителя-этика и как грешника". Фрейд

===== 4
<i> 
Все гении вне предмета своей гениальности не образцы. Надо отделять мух от котлет. Но "Дневник писателя" - нечто запредельное. Только массовое незнание этих текстов оберегает репутацию Достоевского.
"Достоевский знал много, но не все. Он, например, думал, что если убьешь человека, то станешь Раскольниковым. А мы сейчас знаем, что можно убить пять, десять, сто человек и вечером пойти в театр». А.Ахматова
Его звериный антисемит позволил нацистам использовать для пропаганды на оккупированных территориях цитаты Достоевского.
Йозеф Геббельс очень восторженно отзывался о Достоевском: "Достоевский на несколько дерзких шагов оказался впереди своего времени. Следуешь за ним со страхом, недоверчивостью, потрясением — но всё равно следуешь. Он не отпускает, ты обязан идти за ним…" (мы теперь знаем, куда ведет этот путь).
Пропаганда войны, насилия, махровый шовинизм и национализм - вся эта мерзость, овеянная ореолом гениального провидца, теперь всплывает в современной публицистике.
Вот это тоже Достоевский:
"Жид и его кагал — это заговор против русских".
"Международная война приносит лишь одну пользу, во всех отношениях, а потому совершенно необходима".
"Долгий мир ожесточает людей."
"Если кто погубит Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы."
"Если б не было на свете войны, искусство бы заглохло окончательно. Все лучшие идеи искусства даны войной, борьбой".
"Война есть повод массе уважать себя, а потому народ и любит войну: он слагает про войну песни, он долго потом заслушивается легенд и рассказов о ней... пролитая кровь важная вещь."
Упрек третий, когнитивный
Эпиграф:- Давайте посмотрим правде в глаза...
- А давайте не будем!
(Е.Гришковец. Дредноуты)

===== 5
<i> 
Терпеть не могу, когда из истории, биографии, из множества фактов, как магнитом, вынимают только положительные, и выдают это за правду. Это подтасовка и мошенничество.
"Судите русский народ не по тем мерзостям, которые он так часто делает, а по тем великим и святым вещам, по которым он и в самой мерзости своей постоянно воздыхает" - есть в этом непризнание мерзости (а значит, и исправлять нечего), неподсудность (т.е. оставь надежду на справедливость всяк сюда входящий). И за что же такая привилегия? - за страдания, конечно! «Моя жалость была так велика, что мне хотелось уйти со сцены" - комендант Освенцима Рудольф Гесс о своей тяжелой работе.
Упрек четвертый, религиозный
Эпиграф: "В русской любви есть что-то тяжёлое и мучительно непросветлённое, часто уродливое..." Н.Бердяев «Миросозерцание Достоевского»
Верить или не верить не вопрос дискуссии, а вот то, во что выливается так называемая вера, что она позволяет своим адептам - за это надо отвечать. И тут именем Достоевского овеяны все мерзости православия.
"Народ русский в огромном большинстве своём — православен и живёт идеей православия в полноте, хотя и не разумеет эту идею отчётливо и научно." (Достоевский) Мне на эту цитату всегда хочется ответить другой, де Кюстина: "Не было ни одного перегона, когда бы мой ямщик не перекрестился раз двадцать при виде каждой, даже самой маленькой часовенки; затем, так же исправно соблюдая долг вежливости, он приветствовал встречных извозчиков, а сколько их было, знает один Бог!.. Отдав дань приличиям, мы приезжали на почтовую станцию, где неизменно оказывалось, что набожный и учтивый плут, запрягая либо распрягая лошадь, что-нибудь да стащил."

===== 6
<i> 
Истовое православие, по Достоевскому, не требует ни протестантского труда, ни кармического воздаяния ответственности, ни сдержанности - только страдания, которое выражается в пьянстве, безделье, истерике и убийстве. Посмотрите на любовь в романах Достоевского: кого-нибудь это чувство сделало лучше? Взаимное мучительство, заканчивающееся обычно трупом (и, конечно, страданиями). Так же и любовь к Богу.
А уж то, что Государство и Церковь у нас близнецы братья, за это надо сказать отдельное "спасибо" автору тезиса, что государство должно превратиться в церковь!
Упрек пятый, эстетический
«Как может человек писать так плохо, так невероятно плохо, и так сильно на тебя воздействовать?» Хемингуэй о Достоевском
Приведу просто большую цитату, согласна с каждым словом которой.
"Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустошами литературных банальностей.
Влияние западной литературы /.../ сочетается в произведениях Достоевского с религиозной экзальтацией, переходящей в мелодраматическую сентиментальность.

===== 7
<i> 
Безвкусица Достоевского, его бесконечное копание в душах людей с префрейдовскими комплексами, упоение трагедией растоптанного человеческого достоинства — всем этим восхищаться нелегко. Мне претит, как его герои «через грех приходят ко Христу», или, по выражению Бунина, эта манера Достоевского «совать Христа где надо и не надо».
омнительно, можно ли всерьёз говорить о «реализме» или «человеческом опыте» писателя, создавшего целую галерею неврастеников и душевнобольных. (В. Набоков. Лекции по русской литературе)
А День Достоевского обожаю, поскольку писатель на нем - кукольный генерал, носитель бренда на городском празднике. В Дне До есть то, чего нет у самого Достоевского: радость жизни, умение смеяться над собой, отдых от истеричной пропаганды (православия, войны, ненависти, страдания)! Лишь повод насладиться летом, литературой, городом, спектаклем - даже Достоевским.

Комментариев нет:

Отправить комментарий