░░|░░|░░|░░|░░|
░░|░░|░░
Особый взгляд
<i>
Вера Соколинская </b>
11 ноября 198 лет со дня рождения Федора нашего Михалыча.
5 упреков Достоевскому
День Достоевского обожаю, самого его терпеть не могу.
Упрек первый, мировоззренческий
Эпиграф: -Будем страдать, Лешенька. Папенька говорит, что страданиями душа совершенствуется, одни радости вкушать недостойно.
- К черту Вашего папеньку! (к/ф "Формула любви")
- К черту Вашего папеньку! (к/ф "Формула любви")
Мир Достоевского - это сборище несчастных полусумасшедших страдальцев, занятых изощренным мучительством друг друга. Никто из героев не ведет себя как взрослый, адекватный человек, никто. Один "положительно прекрасный" человек - и тот идиот.
Сплошная истерика, параноидальный бред, вульгарная мелодрама, уголовщина, аффект, надрыв и все это тонет в пьяных слезах, сентиментальных соплях и море, просто океане мелодраматических страданий. От такого мелкоуголовного сюжета подняться до философский вопросов - гениальный писатель!
"Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием" - утверждает гений-мазохист, и его слава делает этот сомнительный тезис принципом жизни.
Достоевский не просто описал этот коктейль из упоения страданиями, иррациональности, метаний из крайности в крайность, отсутствие зачатков нравственности, принципов и здравомыслия - он это воспел!
Достоевский не просто описал этот коктейль из упоения страданиями, иррациональности, метаний из крайности в крайность, отсутствие зачатков нравственности, принципов и здравомыслия - он это воспел!
Отец пьет, от того, что обрек на нищету детей и дочь на панель; дочь становится проституткой, чтобы отец мог пить дальше; от осознания на что толкнул дочь, он пьет еще больше - только смерть останавливает этот обожаемый Достоевским цикл.
Бедные люди страдают от того, что крайне бедны, но когда деньги появляются, выясняется, что они ничего не решают, все страдают еще больше.
===== 2
<i>
Именем писателя эту национальную душевную болезнь объявили достижением. Вместо ужаса от описанного, благодаря его гению, читатель проникается гордостью. Восхищением глубиной падения (они же глубины русской души).
Именем писателя эту национальную душевную болезнь объявили достижением. Вместо ужаса от описанного, благодаря его гению, читатель проникается гордостью. Восхищением глубиной падения (они же глубины русской души).
Наша любимая национальная игра - соревнование у кого хуже. С криком, истерикой, выставлением напоказ язв и расковыриванием старых ран. С полным отсутствием мышления, ответственности, юмора. Дела у нас не могут быть хорошими, "ничего" - это высшая планка.
Все сюжеты Достоевского можно разбирать как клинические случаи. Очень запущенные. Можно читать как великую литературу. Но нет! Мы так живем, вонью этих страданий наслаждаемся вместе с героями и суем под нос каждому. Мы не хотим лечиться, мы видим в этом предмет гордости и нашей особости. Страдание у нас цель, смысл и путь.
Любое преступление оправдывается страданием. А если не страдает, то негодяй. Каждый носится со своей болью. Не дай бог, предложить от нее избавление, - не надо. Зачем анализ, усилия, обустройство собственной жизни, когда можно включиться в гонку за титул чемпиона по страданиям и размышлять о счастье человечества?
Если страдаешь, то можно ничего уже не делать, - страдание все спишет. Конечно, такой писатель культовый в России.
Я четверть века прожила в коммуналке - все ежедневно будто разыгрывают сцены из Достоевского. Обсуждение любого конфликтного вопроса - импровизации на темы Достоевского. Только сотри тонюсенькую корочку благополучия - надрыв, истерика, страдание (хорошо, если без убийства).
===== 3
<i>
"Достоевский — гений, но это злой гений наш. Он изумительно глубоко почувствовал, понял и с наслаждением изобразил две болезни, воспитанные в русском человеке его уродливой историей, тяжкой и обидной жизнью: садическую жестокость и — противоположность её — мазохизм существа забитого, запуганного, способного наслаждаться своим страданием, не без злорадства, однако, рисуясь им пред всеми и пред самим собою". — М.Горький. О «карамазовщине». 1913.
Упрек второй, политический
Эпиграф: ОМОН избивал демонстрацию мазохистов: давно обе стороны не получали такого удовольствия. (старый анекдот)
Поднявшись в юности на эшафот и ожидая смерти, Достоевский испугался на всю жизнь. Когда студента приговаривают к смерти за чтение письма одного литератора другому, а после каторги он становится реакционнее правительства - этот алгоритм воспроизводится у нас до сих пор (от Солженицына до Лимонова). Просветление и перерождение на каторге канонизировало этот путь, загубивший миллионы. Только Шаламов имел мужество сказать: "Лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью. Ничего полезного, нужного никто оттуда не вынесет, ни сам заключенный, ни его начальник, ни его охрана, ни невольные свидетели – инженеры, геологи, врачи, – ни начальники, ни подчиненные".
Своей биографией Достоевский показал эффективность государственного произвола, своим прощением как бы дал на него моральное право. Если он по-мазохистки, по-христиански возлюбил своих мучителей, то я не могу простить ему углубление этой колеи тоталитарности.
"Многогранную личность Достоевского можно рассматривать с четырех сторон: как писателя, как невротика, как мыслителя-этика и как грешника". Фрейд
===== 4
<i>
Все гении вне предмета своей гениальности не образцы. Надо отделять мух от котлет. Но "Дневник писателя" - нечто запредельное. Только массовое незнание этих текстов оберегает репутацию Достоевского.
"Достоевский знал много, но не все. Он, например, думал, что если убьешь человека, то станешь Раскольниковым. А мы сейчас знаем, что можно убить пять, десять, сто человек и вечером пойти в театр». А.Ахматова
Его звериный антисемит позволил нацистам использовать для пропаганды на оккупированных территориях цитаты Достоевского.
Йозеф Геббельс очень восторженно отзывался о Достоевском: "Достоевский на несколько дерзких шагов оказался впереди своего времени. Следуешь за ним со страхом, недоверчивостью, потрясением — но всё равно следуешь. Он не отпускает, ты обязан идти за ним…" (мы теперь знаем, куда ведет этот путь).
Йозеф Геббельс очень восторженно отзывался о Достоевском: "Достоевский на несколько дерзких шагов оказался впереди своего времени. Следуешь за ним со страхом, недоверчивостью, потрясением — но всё равно следуешь. Он не отпускает, ты обязан идти за ним…" (мы теперь знаем, куда ведет этот путь).
Пропаганда войны, насилия, махровый шовинизм и национализм - вся эта мерзость, овеянная ореолом гениального провидца, теперь всплывает в современной публицистике.
Вот это тоже Достоевский:
"Жид и его кагал — это заговор против русских".
"Международная война приносит лишь одну пользу, во всех отношениях, а потому совершенно необходима".
"Долгий мир ожесточает людей."
"Если кто погубит Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы."
"Если б не было на свете войны, искусство бы заглохло окончательно. Все лучшие идеи искусства даны войной, борьбой".
"Война есть повод массе уважать себя, а потому народ и любит войну: он слагает про войну песни, он долго потом заслушивается легенд и рассказов о ней... пролитая кровь важная вещь."
Вот это тоже Достоевский:
"Жид и его кагал — это заговор против русских".
"Международная война приносит лишь одну пользу, во всех отношениях, а потому совершенно необходима".
"Долгий мир ожесточает людей."
"Если кто погубит Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы."
"Если б не было на свете войны, искусство бы заглохло окончательно. Все лучшие идеи искусства даны войной, борьбой".
"Война есть повод массе уважать себя, а потому народ и любит войну: он слагает про войну песни, он долго потом заслушивается легенд и рассказов о ней... пролитая кровь важная вещь."
Упрек третий, когнитивный
Эпиграф:- Давайте посмотрим правде в глаза...
- А давайте не будем!
(Е.Гришковец. Дредноуты)
- А давайте не будем!
(Е.Гришковец. Дредноуты)
===== 5
<i>
Терпеть не могу, когда из истории, биографии, из множества фактов, как магнитом, вынимают только положительные, и выдают это за правду. Это подтасовка и мошенничество.
"Судите русский народ не по тем мерзостям, которые он так часто делает, а по тем великим и святым вещам, по которым он и в самой мерзости своей постоянно воздыхает" - есть в этом непризнание мерзости (а значит, и исправлять нечего), неподсудность (т.е. оставь надежду на справедливость всяк сюда входящий). И за что же такая привилегия? - за страдания, конечно! «Моя жалость была так велика, что мне хотелось уйти со сцены" - комендант Освенцима Рудольф Гесс о своей тяжелой работе.
Упрек четвертый, религиозный
Эпиграф: "В русской любви есть что-то тяжёлое и мучительно непросветлённое, часто уродливое..." Н.Бердяев «Миросозерцание Достоевского»
Верить или не верить не вопрос дискуссии, а вот то, во что выливается так называемая вера, что она позволяет своим адептам - за это надо отвечать. И тут именем Достоевского овеяны все мерзости православия.
"Народ русский в огромном большинстве своём — православен и живёт идеей православия в полноте, хотя и не разумеет эту идею отчётливо и научно." (Достоевский) Мне на эту цитату всегда хочется ответить другой, де Кюстина: "Не было ни одного перегона, когда бы мой ямщик не перекрестился раз двадцать при виде каждой, даже самой маленькой часовенки; затем, так же исправно соблюдая долг вежливости, он приветствовал встречных извозчиков, а сколько их было, знает один Бог!.. Отдав дань приличиям, мы приезжали на почтовую станцию, где неизменно оказывалось, что набожный и учтивый плут, запрягая либо распрягая лошадь, что-нибудь да стащил."
===== 6
<i>
Истовое православие, по Достоевскому, не требует ни протестантского труда, ни кармического воздаяния ответственности, ни сдержанности - только страдания, которое выражается в пьянстве, безделье, истерике и убийстве. Посмотрите на любовь в романах Достоевского: кого-нибудь это чувство сделало лучше? Взаимное мучительство, заканчивающееся обычно трупом (и, конечно, страданиями). Так же и любовь к Богу.
А уж то, что Государство и Церковь у нас близнецы братья, за это надо сказать отдельное "спасибо" автору тезиса, что государство должно превратиться в церковь!
А уж то, что Государство и Церковь у нас близнецы братья, за это надо сказать отдельное "спасибо" автору тезиса, что государство должно превратиться в церковь!
Упрек пятый, эстетический
«Как может человек писать так плохо, так невероятно плохо, и так сильно на тебя воздействовать?» Хемингуэй о Достоевском
Приведу просто большую цитату, согласна с каждым словом которой.
"Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустошами литературных банальностей.
"Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустошами литературных банальностей.
Влияние западной литературы /.../ сочетается в произведениях Достоевского с религиозной экзальтацией, переходящей в мелодраматическую сентиментальность.
===== 7
<i>
Безвкусица Достоевского, его бесконечное копание в душах людей с префрейдовскими комплексами, упоение трагедией растоптанного человеческого достоинства — всем этим восхищаться нелегко. Мне претит, как его герои «через грех приходят ко Христу», или, по выражению Бунина, эта манера Достоевского «совать Христа где надо и не надо».
омнительно, можно ли всерьёз говорить о «реализме» или «человеческом опыте» писателя, создавшего целую галерею неврастеников и душевнобольных. (В. Набоков. Лекции по русской литературе)
омнительно, можно ли всерьёз говорить о «реализме» или «человеческом опыте» писателя, создавшего целую галерею неврастеников и душевнобольных. (В. Набоков. Лекции по русской литературе)
А День Достоевского обожаю, поскольку писатель на нем - кукольный генерал, носитель бренда на городском празднике. В Дне До есть то, чего нет у самого Достоевского: радость жизни, умение смеяться над собой, отдых от истеричной пропаганды (православия, войны, ненависти, страдания)! Лишь повод насладиться летом, литературой, городом, спектаклем - даже Достоевским.
Комментариев нет:
Отправить комментарий