7 дек. 2019 г.

⿱⿲⿳⿴⿵⿶
<b>
Иван Шаблов  

<i>
Умерла вдова Анатолия Папанова. Надежда Каратаева </b> - одна из старейших российских актрис, ушла на 96-м году жизни. 60 лет работала в Московского театре сатиры. До этого с Анатолием Папановым служила в Театре русской драмы в Клайпеде. Супруг Надежды Юрьевны, народный артист СССР Анатолий Дмитриевич скончался 5 августа 1987 г.
Это был удивительный союз. Папанов был не только великим артистом, но и мужем - однолюбом! Надежда и Анатолий никогда не расставались — работали в одном театре, вместе ездили на гастроли, в отпуск.
"В театр он инвалидом пришёл, с войны.
На ноге ему ампутировали два пальца. Ходил с палочкой, в вылинявшей гимнастерке. Его взяли на наш курс, несмотря на то что хромал, ребят не хватало. Но спустя некоторое время после упорных занятий палочку Толя бросил. Многие потом и не догадывались, что когда-то он хромал".
"Я тоже носила гимнастерку и сапоги. Толя ко мне подсел и спрашивает: «И ты была на фронте?». Я отвечаю: «Да». Он оживился: «Ой, слава Богу, хоть есть с кем поговорить». Расфуфыренных девчонок стеснялся. Да и они на него особого внимания не обращали".
— Надежда Юрьевна, а вы ревновали мужа к поклонницам?
— Не ревновала. Он верный и надежный человек.
"Он был цельный человек, умел нравиться! Но заметьте, за все эти годы ни одна женщина не сказала: «А у меня был роман с Папановым!» или «А у меня от Папанова – ребенок!»"
"Однажды за хулиганство Анатолию Дмитриевичу 15 суток дали. За то, что Толя сорвал галстук у милиционера! Муж выпивши сидел на лавочке у прокуратуры. Подошел милиционер и сказал, что там сидеть не полагается. Толя возмутился и подчиняться не пожелал. Страж порядка пригрозил, что заберет его в милицию. 

===== 2
<i>
Тогда Толя сказал, что он фронтовик, и СХВАТИЛ МИЛИЦИОНЕРА за галстук, который сзади крепился на пуговке. Пуговка оторвалась, и галстук оказался у Толи в руках. За эту выходку он получил 15 суток. Вечером милиционер приводил Толю на спектакль. Отыграв, он уходил с правоохранителем обратно".
"Ездил (за границу), несмотря на то что был беспартийным...Анатолию Дмитриевичу в Америке понравилось, но он сказал: «Нет, жить бы здесь я не стал»".
"Он верующий был, как и мама его. Тихонько ходил в церковь. Когда ехали на дачу, меня в машине оставит, а сам в храм идет".
"Толя никогда не стремился быть в центре внимания. Когда ехали на гастроли, он садился в конце автобуса вместе с рабочими сцены и реквизиторами. Его приглашали занять место впереди, но он всячески отнекивался. Считал, что особых привилегий не заслужил".
"Молодым актерам он не раз говорил: «Не по таланту пьешь». Артисты ведь порою начинают пить от невостребованности. Так, впрочем, поначалу было и с Толей. Он многие роли мог исполнять, но давали играть только молодых. Для ролей героев среднего и пожилого возраста в театре было достаточно артистов. А Толя не умел просить, лебезить. Вспоминается такой случай. Валентин Плучек однажды поехал в отпуск в Англию к своему двоюродному брату Питеру Бруку, тоже известному режиссеру. Вернувшись, рассказывал труппе о впечатлениях от поездки. И вдруг говорит: «Как я завидую Питеру. Он может любого актера пригласить! А я вот все время должен только с вами работать». А Толя сидит и громко говорит: «Ну мы бы тоже хотели с разными режиссерами посотрудничать. А работаем только с двоюродным братом Питера Брука». Все замерли. А Плучек говорит: «Да, ты, конечно, Папанов, молодец. Умеешь сказать». Уважал его. Толя очень остроумным человеком был".

===== 3
<i>
— Муж часто вам снится?
— Никогда. Может, и хорошо, что не снится, не зовет. Видно, считает, что мне еще рано к нему...
Толя сделал мне предложение 9 мая 1945 года на Красной площади!
— Вы ведь могли выйти замуж и за племянника известного советского военачальника Климента Ворошилова.
— Совершенно верно. Он был Толиным одноклассником. У Климента Ворошилова своих детей не было, племянника Колю он любил, как родного сына.
Однажды Толя привёл Колю, который учился в военной академии, к нам в театральный институт на вечер. Николай стал за мной ухаживать. Однажды пригласил меня и Толю к Ворошилову на дачу. Нас хорошо принимали, угощали. Потом Толя спрашивает меня: «Ну что, ты выйдешь замуж за Колю?»
Я говорю: «Он не в моем вкусе».
- «А кто тебе нравится?»
- «Вот ты мне нравишься».
Как он обрадовался!
"После его смерти никаких перестановок в квартире я не делала. Вот письменный стол, за которым Анатолий Дмитриевич любил работать. На стенах — портреты".
"Непорядочности много. Что и говорить, если у нас из квартиры, когда муж умер, исчез его гонорар за фильм «Холодное лето пятьдесят третьего»".
"Я прожила с ним 43 года, и он не давал повода ревновать. Я всегда была спокойна".

Комментариев нет:

Отправить комментарий