22 мая 2020 г.

[]]] []]]
░╬░╬░╬░╬░
</b><i>
21 мая в 1872 году в Санкт-Петербурге родилась Надежда Александровна Лохвицкая, которую мы помним под именем Тэффи.
Тэффи была открыта «тайна смеющихся слов» - и это комплимент не кого-то, а Зощенко! «Королеву русского юмора» (а признайтесь, юмора у нас мало и тот сквозь слезы) любили не только в России. Среди почитателей ее таланта - Бунин, Аверченко, Куприн, Николай Второй, Керенский и Ленин.
В дореволюционной России ее слава была огромной, ее имя — "Тэффи"- носили духи и конфеты.
Когда, составляя сборник к 300-летию дома Романовых, у Николай Второго спросили, кого из литераторов он хотел бы в нем видеть, он ответил: «Тэффи. Одну только Тэффи».
Интересная судьба. Среди множества талантливых женщин и писательниц, в основном, поэтессы, юмористок даже не припомню. Но если чем и хороша женская проза, то остроумием, ироничными наблюдениями и отсутствием так свойственного России мессианства.
Редко кто после развода начинает писать юмористические рассказы:)
Ей было 28, позади у нее замужество; 2 дочери и сын, оставшиеся после развода с отцом (и не общавшиеся с матерью); почти 10 лет жизни в имении под Могилевым, развод и возвращение в родной город, чтобы начать новую жизнь.
Девичья фамилия была уже занята сестрой — модной поэтессой Миррой Лохвицкой, «русской Сафо», с фамилией мужа больше ничего не связывало — новую жизнь хорошо начинать с придумывания нового образа и имени.
И всей славы-то (правда, грандиозной) было отпущено всего-то несколько лет: от 1910, когда вышел первый сборник, потом 1-я мировая, революция, гражданская… 16 сборников за эти несколько лет взлета, до эмиграции, и еще 14 – за всю оставшуюся жизнь.

===== 2
<i>
1919-м она уехала в Турцию, а затем в Париж, пока не поселилась в Германии.
Она не собиралась эмигрировать (хотя брат - сподвижник Колчака), она по-женски сбежала от ужаса. «Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъярённых харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла».
Раз увидев ручеек крови, она не смогла его не только переступить, но не забыла даже больной старухой.
33 года проживет она в эмиграции, «битые сливки общества». На Родине ее забудут, между двух мировых миру будет не до юмора. А она переживет и 2-ю мировую. Она все равно будет писать, для тех, кто, как и она, оказался в выброшен исторической бурей на другие берега; «Так жили» - название говорящее, уже не столь смешно, сколько по-житейски мудро.
Признаюсь, не читала ни ее мемуаров (а она написала обо всех замечательных людях, с которым дружила), ни единственного романа, ни сборника рассказов 1936 г., который она считала лучшим; и романсов на ее стихи как-то слышать не доводилось — только дореволюционные рассказы, принесшие ей славу.
Ее «эпилог прошлой и невозвратной жизни» имел успех у эмиграции.
Говорят, она имела раздражительный и меланхоличный характер (ну, кто ж из веселящих других сам не подвержен тоске?). ««Анекдоты смешны, только когда их рассказывают. Когда же их переживают – это уже трагедия. Моя жизнь – анекдот, а значит – трагедия»


===== 3
<i>
15 лет с гражданским мужем, бывшим калужским фабрикантом, масоном, а после его смерти в обществе любимого котика, страдавшего ожирением.
Ее старшая дочь начнет общаться со старой матерью.
Она переживет немецкую оккупацию Франции, уход всех друзей и знакомых.
«Все мои сверстники умирают, а я все чего-то живу. Словно сижу на приеме у дантиста. Он вызывает пациентов, явно путая очереди, и мне неловко сказать, и сижу, усталая и злая…»
80 лет насыщенной внешне благополучной жизни.
Похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Собрание сочинений издано только в 2005, а память - библиотека ее имени в Тихвине, Ленинградской области да то и дело ее рассказы на эстраде.
«Есть два способа преодолеть трагедию жизни: религия или ирония» - сказал Замятин. Тэффи, как и я, была верна второму.

Глубокий, нешаблонный взгляд на Тэффи: https://youtu.be/gLMj_2A69r4



░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░█░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░▄█▄░░░╔╗╔╗╔╗╦╔╗
░░░░░▄█▀█▄░░╠╝╠╣╠╩╗║╚╗
░░░░▄█▄▄▄█▄░╩═╩╩╩╩╩╚╝
░░▄██▀░░░▀██▄░░░░░░░░░&emsp<i>- Ну что ж - целуйтесь с вaшими фрaнцузaми. Вaм, может быть, и говядинa ихняя нрaвится. А где у них филей? Где огузок? Рaзве у них нaшa говядинa? Дa у ихних быков дaже и чaстей тaких нет, кaк у нaших. У нaс были черкaсские быки. А они о черкaсском мясе и понятия не имеют.
Не знaю, в чем тут дело, но меня это почему-то ужaсно рaссердило. Я не фрaнцуз, и обижaться мне нечего, a тем более зa говядину, но кaк-то рaсстроило это меня чрезвычaйно.
- Простите, - говорю, - Рaисa Констaнтиновнa, но я тaк вырaжaться о стрaне, приютившей нaс, не позволю. Я считaю, что это с вaшей стороны некрaсиво и дaже неблaгодaрно.
А онa свое:
- Зaступaйтесь, зaступaйтесь! Может быть, вaм дaже нрaвится, что у них сметaны нет? Не стесняйтесь, пожaлуйстa, говорите прямо. Нрaвится? Вы готовы преклоняться? Вы рaды топтaть Россию.
И тaкaя онa стaлa омерзительнaя, длиннaя, рот перекошенный, лицо бледное.
- Топчите, топчите Россию!
И что тут со мной произошло - сaм не знaю. Только схвaтил я ее зa плечи и зaорaл козлиным голосом:
- Пошлa вон, ду-урa!
Я тaк орaл, что соседи в стенку стукнули. Всего меня трясло.
Онa еще нa лестнице визжaлa что-то про Россию. Я не слушaл. Я топтaл ногaми ее сухaри. И хорошо сделaл, потому что, если бы выбежaл зa ней, я бы ее прикончил. Потому что во мне в этот миг сидел убийцa.
Я был нa волосок от гильотины. Потому что кaк объяснишь фрaнцузским присяжным русскую дуру?
Этого они понять не смогут. Вот этого фрaнцузы действительно не могут.
Это им не дaно.


<b>
Надежда ТЭФФИ
</b>
«Психологический факт»
</i>
===== 2

***

<i>
"Дурак не выносит никаких шероховатостей мысли, никаких невыясненных вопросов, никаких нерешенных проблем. Он давно уже все решил, понял и все знает... При встрече с настоящим дураком человека охватывает какое-то мистическое отчаяние. Потому что дурак — это зародыш конца мира."
<b>
Надежда ТЭФФИ. </b>«Дураки»

<i>https://www.litres.ru/nadezhda-teffi/duraki/chitat-onlayn/


<i>
***
Ваш черный карлик целовал Вам ножки,
Он с Вами был так ласков и так мил.
Все Ваши кольца, Ваши серьги, брошки
Он собирал и в сундуке хранил...
Но в страшный миг печали и тревоги
Ваш карлик вдруг поднялся и подрос
Теперь ему Вы целовали ноги,
А он ушел и сундучок унес...
<b>
Надежда ТЭФФИ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий