4 июл. 2020 г.

*´¨`*✿⊱╮ 
(  .. .. . . ~~ ~~<i><b> День памяти</b></i>
.¸¸¸..*´¯✿‿.*´¯✿‿.*´¯✿‿.*´¯✿‿.*´¯✿‿.*´¯✿‿.*´¯✿⊱
<b>4 июля был День памяти Самуила Яковлевича Маршака (1887—1964).</b>
...
Hесколько категорий, которыми Маршак постоянно пользовался, когда говорил о поэзии, о мастерстве, о талантливых и умелых людях, чем бы они ни занимались: 1) истовость, 2) толковость, 3) звонкость.
ИСТОВОСТЬ. У Твардовского это слово встречается в стихах: "Та скорбная истовость схода..."
Истовость он как бы противопоставлял, с одной стороны, расчетливости, цинизму или, скажем, пустозвонству, а с другой - нерассуждающему фанатизму и бесчувственной догме. Истовость в понимании Маршака - это полное растворение в работе, в единении с людьми, в человечной и плодотворной идее.
ТОЛКОВОСТЬ. Маршак употреблял это слово в применении к самым неожиданным вещам - от стихотворного объяснения в любви до детской считалки. Пушкин, Некрасов, Блок, Шекспир, Блейк, Бернс отличались, кроме всего прочего, еще и толковостью. Толковость в самых пылких чувствах, в самых сложных философских построениях, в словесной игре. Толковость, противостоящая "бестолковому", неорганизованному, несобранному напору чувств, идей, мыслей, образов, слов, ритмов. Толковость мастера, который делает добротную, нужную, красивую вещь.
ЗВОНКОСТЬ. Качество довольно редкое. Особенно в литературе. Звонкость присуща детям в их играх и песенках. Звонкость - это Пушкин. Звонкость - это сила, мощь в соединении с изяществом, легкостью, непринужденностью, веселостью, простодушием. "Смех лучше, чем улыбка", - говорил Маршак.
Звонкость противостоит всякой натянутости, скованности, чрезмерной нудной серьезности.
- Детская считалка, - часто повторял Самуил Яковлевич, - совместима с Шекспиром и несовместима с Потапенко. Тот для нее слишком серьезен.

===== 2
***
... Однажды ему приснился сон. Сон во сне. Будто он проснулся молодым. Проснулся, вскочил с кровати, твердо встал на ноги, распрямился и почувствовал давно забытую силу в мышцах. Был осенний рассвет. Комнату наполняла свежесть. Окно было открыто. И в это открытое окно протянулась до половины комнаты, под самую люстру, громадная ветка клена с большими красными листьями. "Это сон, - подумал Маршак во сне. - И все-таки в нем есть правда. Нужно что-то сделать, чтобы домашние поверили, когда, проснувшись, я расскажу им, что со мной случилось". Тогда он сорвал несколько самых красивых листьев, положил их под подушку и уснул со спокойной душой. Он проснулся старым, больным, но вспомнил сон и не удержался, полез под подушку - за листьями.
Листьев не было. Но, значит, еще не все потеряно, если человеку снятся такие сны.

***
... Зима 1962 года. Маршак тяжело болен. И вдруг он приглашает нас с Наумом Коржавиным к себе в больницу.
Входим в палату. Маршак измученный, исхудалый, но голос его уже бодр.
- Здравствуйте, здравствуйте! Вы в этом белом халате похожи на хирурга. А вы - на терапевта. Вам хорошо. Нигде так не попирается человеческое достоинство, как в больнице. Вот такое существо в белом халате (Самуил Яковлевич указывает на медсестру) может в любую минуту войти к вам без стука, задрать на вас рубашку и всадить шприц в неподобающее место. Ужасно!
- Ну, Самуил Яковлевич, - улыбается медсестра, - вы уже не больной. Вы уже, можно сказать, отдыхающий.
- Да, да, - вторит Маршак. - Отдыхаю от здоровья! От чего только не отдыхают люди! Отдыхают от ума. Отдыхают от таланта. Отдыхают от чести, от совести. Бывает же так? Странные формы отдыха...


***
...Июнь 1964 года. Маршак пригласил к себе Олега Чухонцева, мою жену и меня. Он хочет показать нам уже совершенно готовую книгу "Лирические эпиграммы".

===== 3

Все как обычно. Самуил Яковлевич усаживает меня в кожаное кресло (мне предстоит читать), мою первую жену и Олега на диван. Сам он поворачивается к нам на своем стуле с очень удобной низенькой полукруглой спинкой. Левая рука его при этом нет-нет да и окажется на письменном столе. Письменный стол... Без него почти невозможно представить себе Маршака.
Самуил Яковлевич, как всегда, аккуратен, гладко выбрит, в своей свободной серой куртке он выглядит нарядным. Все как обычно.
Правда, говорить с ним нужно громче - он стал хуже слышать. Пишет он тем же четким, разборчивым, но уже не округлым почерком - буквы стали тонкими и угловатыми. Работая, он чуть ли не водит носом по бумаге. И не всегда может прочитать написанное. У него - катаракта. Операция будет сделана, когда оба глаза почти полностью ослепнут. Самуил Яковлевич не хочет слепоты и в то же время сердится, что она не наступает и операция из-за этого задерживается. Он давно обдумал, как он будет работать во время слепоты и сразу же после операции, пока с его глаз не снимут повязку.
/.../ Я читаю рукопись. Самуил Яковлевич курит и удовлетворенно кивает. Кажется, ему нравится мое чтение. /.../ Но вот Маршак останавливает меня. Обсуждается место в книге, на котором стоит такое четверостишие:
<i>
И час настал. И смерть пришла, как дело,
Пришла не в романтических мечтах,
А как-то просто сердцем завладела,
В нем заглушив страдание и страх.
</i>
- После этого должно идти что-нибудь жизнеутверждающее, - деловито замечает Маршак. - А вот это не лучше ли вынести в самое начало книжки? Ну-ка, примерим:
<i>
Немало книжек выпущено мной.
Но все они умчались, точно птицы.
И я остался автором одной
Последней, недописанной страницы. </i>
<b>
Валентин Берестов. </b>"С.Маршак"

===== 4
***
В 1964 году во время процесса по делу поэта Иосифа Бродского в суд была отправлена телеграмма: «Бродский - талантливый поэт, умелый и трудолюбивый переводчик. Мы просим суд учесть наше мнение об одарённости и работе этого молодого человека. Самуил Маршак и Корней Чуковский». В 1937 году Маршак ходатайствовал об освобождении арестованных писателей.
***<i>
Люди пишут, а время стирает,
Все стирает, что может стереть.
Но скажи,- если слух умирает,
Разве должен и звук умереть?
Он становится глуше и тише,
Он смешаться готов с тишиной.
И не слухом, а сердцем я слышу
Этот смех, этот голос грудной.
<b>
Самуил Маршак </b>
"Из лирической тетради", 1964
***
Сонет 7
Пылающую голову рассвет
Приподымает с ложа своего,
И все земное шлет ему привет,
Лучистое встречая божество.
Когда в расцвете сил, в полдневный час,
Светило смотрит с высоты крутой, -
С каким восторгом миллионы глаз
Следят за колесницей золотой!
Когда же солнце завершает круг
И катится устало на закат,
Глаза его поклонников и слуг
Уже в другую сторону глядят.
Оставь же сына, юность хороня.
Он встретит солнце завтрашнего дня!
<b>
Уильям Шекспир </b>
Перевод С.Я.Маршака

_________________

Публикация Victoria Chulkova

Комментариев нет:

Отправить комментарий