22 июл. 2020 г.



<i> "Уже утром Бурлюк, знакомя меня с кем-то, басил: "Не знаете? Мой гениальный друг. Знаменитый поэт Маяковский". Толкаю. Но Бурлюк непреклонен. Еще и рычал на меня, отойдя: "Теперь пишите. А то вы меня ставите в глупейшее положение.""
<u>
Из воспоминаний Владимира Маяковского </u>

* Маяковский сначала собирался стать художником, учился живописи. Работал во множестве творческих объединений - «Сегодняшний лубок», «Левый фронт искусств», рекламные «Окна РОСТА». После знакомства с авангардистами начал писать стихи, к нему пришла известность. Первые произведения молодого автора с восторгом встретил Давид Бурлюк.
***
А ВЫ МОГЛИ БЫ?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы…
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ
1913
...</i>
Стихотворение было написано на обратной стороне ресторанного меню. В начале 20-го века еще велико влияние всего французского в России, и в меню многих столичных и московских заведений часто встречаются названия блюд на французском языке, да и сами меню, например, с перечнем обеденных блюд, писались по-французски. "Carte du jour" - «Карта дня (полудня, обеда)», т. е. обеденное меню. То, на чем и были написаны эти строки. Современный человек, привыкший даже школьные сочинения печатать на принтере, не сразу поймет, как и чем можно «смазать» написанное. Но меню в то время писались «от руки» чернилами, и любая жидкость легко превращала строки в размытые пятна.
Чем же «смазал» автор карту будня? Вполне вероятно, вином. Возможно, красным, если сказано про краску. Что дальше? «Показал на блюде студня косые скулы океана».
Кулинарные термины не покидают стихотворение.

===== 2

Опять возвращаемся к традициям и культуре того времени: рыбное заливное (и этому есть многочисленные фактические доказательства, фото и описания в кулинарных книгах) подавались в металлических или жестяных тарелках с зигзагообразно выгнутыми краями. Маяковский — поэт с большим воображением, и увидеть в волнообразных краях тарелки целый океан для него ничего не стоит.
Дальше идут слова, которые еще больше подтверждают «ресторанную» историю стихотворения. «Чешуя жестяной рыбы» - это, конечно, вывеска. Вывеска рыбного ресторана. Сходится всё, кроме вопроса о гастрономических вкусах самого автора: все-таки запивать красным вином рыбное заливное — странное сочетание. Что касается «зова новых губ», то почему бы не принять версию, что придуманы они ради рифмования очень удачной концовки стиха?
Итак, флейта водосточной трубы играет ноктюрн, то есть по ней бежит с шумом вода, значит идет сильный дождь. Маяковский в ожидании хорошей погоды заказывает в рыбном ресторанчике заливное с вином, неуклюже опрокидывает последнее, и вот появляется стихотворение, о котором до сих пор идут непрекращающиеся споры.
...
Фотография: Алексей Крученых, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Николай Бурлюк, Бенедикт Лившиц - будущие классики русского авангардa, 1912 год.
Маяковский на фото в своей знаменитой черно-желтой полосатой кофте, которую сшила ему мама, Александра Алексеевна. О поиске и выборе ткани для этой рубахи вспоминает Б. Лившиц: <i> «Решив, что наряд его примелькался, он потащил меня по мануфактурным магазинам, в которых изумленные приказчики вываливали нам на прилавок все самое яркое из лежавшего на полках. В. Маяковского ничего не удовлетворяло. После долгих поисков он набрел у Цинделя на черно-желтую полосатую ткань неизвестного назначения и на ней остановили свой выбор».</i>


Публикация Victoria Chulkova

Комментариев нет:

Отправить комментарий