12 июл. 2020 г.

━━━━━━━━
<b>
Ксения Ларина к юбилею Константина Райкина
</b><i> 
Сегодня юбилей Константина Райкина, моей путеводной звезды))
Думаю, что именно Костя был моим настоящим учителем - он научил меня большему, чем ремеслу. Я пришла в театр, когда еще был жив и вполне деятелен Аркадий Исаакович, это был период «трансфера власти», перехода ее из рук отца в руки сына. Уже тогда было понятно, о каком театре мечтает Костя, сегодняшний «Сатирикон» - это тот самый театр его мечты: театр-зрелище, театр-страсть, театр-вызов, театр, наполненный интеллектуальной энергией метафор, театр, умеющий ясно и внятно формулировать художественную идею и смыслы.
Тогда, в начале 80-х, мы с восторгом слушали, в каком грандиозном деле нам предстоит участвовать - строительстве нового театра , Костя заражал этой мечтой каждого входящего в труппу, устоять перед его энергией замысла было невозможно)
Бешеная энергия , быстрый ум, мгновенная реакция, очень точный снайперский глаз, который замечает все (никаких «слепых зон» для Райкина нет)))
В работе, в репетициях, в «разборах полёта», в разговоре на волнующую его тему, в интересе ко всему новому, незнакомому - он всегда тратится, как на сцене, вгрызается, впивается мгновенно , я вообще не помню его расслабленным, тихим, развалившимся в кресле, он все время в движении, на скорости. Невероятно требовательный к себе и к другим, терпеть не может халтуры, ни в каком виде. Во время спектакля может обернуться к артистам прямо на сцене и прорычать, бешено вращая чёрными зрачками: «Ррработать!!!»))

===== 2
<i> 
Его «замечания» после спектакля - это отдельный моноспектакль, бенефис! На его «разборы» приходили не только артисты, но и все службы - костюмеры, техники, реквизиторы, осветители , приходили как на концерт - потому что Костя живописал нашу бездарность со всей присущей ему страстностью и неподражаемым убийственным юмором))
Костя не умеет отдыхать совершенно, привезти его на курорт , «на море» и уложить в гамак или на лежак, раздев до трусов, совершенно не реально)
Он до сих пор не разучился восхищаться чужим талантом, чужим трудом, и если в нем и возникает зависть к чужому успеху - то только в значении «я так никогда не смогу». Он самоед всю жизнь, и приучал нас к этому чувству вечного недовольства собой, к тому, что прошлых заслуг не бывает, что все твои победы - только сегодня, а провалы и неудачи - жгут пятки всю жизнь.
«Зачёт по пяточкам!» - любил повторять он, и каждый день первым шёл на новый рекорд.
Я уверена, что о таком мастере любой ученик может только мечтать, потому что он сам вечный ученик и в этом уникальность его натуры.
«Самое страшное - это когда тебя не надо, а ты есть», - эту фразу слышали от него многие ученики и артисты. Это очень важное понимание своего места и своих возможностей, своего совпадения или несовпадения со временем и местом действия. И очень точный посыл к переменам, к риску.

===== 3
<i> 
А ещё я очень люблю Райкина - актера. Даже в тех наших, почти эстрадных ревю, наблюдая за ним на сцене, я поражалась этой уникальной способности мгновенного перевоплощения, включения в действие, никакого «в полноги» , всегда, как в последний раз - буквально до хрипоты и пота. Он так и стихи читает, и «ломает своего Шекспира» - от него просто искры летят))
Ему непросто жить ещё и потому, что его душа и разум не приемлют никакой фальши, никакого вранья. Уважение его к Путину было абсолютно искренним, очень уж умилило тогда признание президента , что его знакомство с будущей женой произошло на концерте Аркадия Райкина. Был ли это период допустимого конформизма? Думаю, что да. И представляю, сколько мучений это ему принесло. Впрочем, сейчас не об этом. Все эти демоны останутся с ним, вот уж точно - никаких оправданий и лазеек Райкин искать для себя не будет.
Я вижу всю его горечь и сожаление по поводу происходящего в его спектаклях, в его интервью, в его разговорах со студентами. Он честный человек. И человек глубоко страдающий.
Не знаю, прочтёт ли он эти мои слова, но хочу сказать, что благодарна ему за всю свою дальнейшую жизнь после театра.
С юбилеем!

Комментариев нет:

Отправить комментарий