✔✔
▒▒▒▒▒▒▒▒▒ ✵ ▒▒▒▒▒▒▒▒▒
<b>
Михаил Герасимов
</b>
советский
антрополог, археолог и скульптор, доктор исторических наук
В 13 лет юный археолог нашел себе работу в анатомическом музее при Иркутском университете. Много времени он проводил в морге, пытаясь выяснить закономерности между формой черепа и мягкими тканями лица. В 18 лет была опубликована его первая научная статья о палеонтологических раскопках.
Знаменитый «метод Герасимова», благодаря которому стало возможным узнать, как на самом деле выглядела та или иная историческая личность, занял у ученого не одно десятилетие на разработку. Он проводил исследования: измерял толщину мускульного покрова на разных участках лица, препарировал головы и изучал антропологические теории...
Когда, наконец, он был уверен в своём методе, он предоставил на суд ученых множество портретов-реконструкций исторических личностей. В числе портретируемых оказались Иван Грозный, Улугбек, Ф.Ф. Ушаков и Тамерлан.
====== 2
Исследование гробницы и останков последнего обросло легендами. Дело в том, что на крышке саркофага было высечено предсказание, гласившее, что открыв крышку гроба, люди выпустят на волю разрушительные войны и несчастья. Герасимов на всякий случай доложил об этом в Москву, но руководство велело игнорировать суеверия.
19 июня 1941 года крышка с гроба Тамерлана была снята, а уже 22 июня Советский союз был атакован германскими войсками. Было ли это всего лишь совпадением или проклятьем, остается только гадать.
<u>
Из воспоминаний дочери М.М.Герасимова: </u>
<i>
— Михаил Михайлович работал так. На черепе при помощи восковой мастики прежде всего восстанавливались основные мускулы (жевательные, височные), затем строился по профилю гребень и поперечные и продольные гребни толстот, пространство между которыми заполняется той же мастикой. Самое сложный этап реконструкции — это моделировка глазного яблока, носа и рта. В многолетних исследованиях взаимозависимостей черепа и покрывающих его мягких тканей, было установлено какие детали строения костной основы соответствуют той или иной форме носа, внешней форме глаза и его разреза, форме прикуса и строению рта. Это то, что отец считал документальной маской. Завершающий этап работы над бюстом — с учетом исторических данных — прическа, костюм. Затем скульптура отливалась из гипса и тонировалась под бронзу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий