✔✔
╔╗ ۩๑۩๑۩ 宮 ⏏ ☗ ☖ 圙
▌▍▎▏   <b> Вера Соколинская </b>
<i>
Когда при Собчаке зарубежные гости изъявили желание возложить цветы на могилы архитекторов Петербурга, это вызвало серьезную заминку – не сохранили мы могил тех, чьим гением гордимся. Ни одной!!!
Иноверцы все. Это строить главный православный собор столицы иноверцу можно, а быть похороненным в своем творении, как просил, - нет.
Да что там могил, памятников тоже ни одного не было. Это царственному изуверу, автору методики долгих пыток, аж 42 памятника в одном городе. А архитекторам – не было, ни единого! (К 300летию спохватились. Итальянцы кстати подарили нам бюстры наших интальянских архитекторов – поставили на Итальянской).
Тогда специально для зарубежных гостей быстро заказали еще одному изгнанному городом гению – М.Шемякину - общий памятник – “Первостроителям города”. (Как бы намеком и тех,на чьих костях вспомнили – от этих, конечно, не то, что имен, порядок числа не известен).
В саду, на месте старого общегородское кладбища для православных и инославных (конечно, разровняли давно). На месте, где когда-то были похоронены такие выдающиеся деятели России, как архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер, Ж. Б. Леблон, Г. И. Маттарнови, скульптор К. Б. Растрелли, первый президент Российской Академии наук и т.д.
Гранитная арка с символическим окном в Европу. Перед окном бронзовый стол с планом Петербурга, подсвечником, трубкой и черепом. У стола — бронзовый стул, выполненный по образцам подлинной голландской мебели XVII века. По двум сторонам арки— восемь накладных барельефов из бронзы и текстовые доски из латуни работы Михаила Шемякина, представляющие копии медалей петровского времени: портреты Д. Трезини и Ф. Б. Растрелли, и так называемые скульптором метафизические композиции. Ниже выбиты имена и годы жизни архитекторов: слева — на русском языке, справа — на их родных языках
===== 2
<i>
Гранитная арка с символическим окном в Европу. Перед окном бронзовый стол с планом Петербурга, подсвечником, трубкой и черепом. У стола — бронзовый стул, выполненный по образцам подлинной голландской мебели XVII века. По двум сторонам арки— восемь накладных барельефов из бронзы и текстовые доски из латуни работы Михаила Шемякина, представляющие копии медалей петровского времени: портреты Д. Трезини и Ф. Б. Растрелли, и так называемые скульптором метафизические композиции. Ниже выбиты имена и годы жизни архитекторов: слева — на русском языке, справа — на их родных языках
Вставки вырваны давно – сданы на металл. Я помню еще переплет окна и стол со свечой (стул уже был отпилен).
Однажды на день города я, озверев от корзин цветов у царских памятников, взяла пару и понесла их архитекторам, у которых не было ни цветочка (в ужасе думая, как буду рассказывать историю города ментам). Потом несколько лет на день города возила туда букетик – на меня смотрели, как на умалишенную.
В 2001 был найден стол и на средства архитектора снова водружен на место.
Теперь кроме изуродованного гранита нет ничего!
«Мне просто стыдно, что осквернена и разрушена память тех архитекторов, которые заложили наш город. Это отчасти кладбищенский памятник, потому что могилы их были уничтожены, и мы сделали условную „братскую могилу“»- сказал Михаил Шемякин.
Даже символическую братскую могилу разграбили. Ну, свинчивают же таблички последнего адреса. Наша традиция – не помнить.
ххх
Жутко слушать даже на экскурсиях "основано Петром !", "построено Николаем 2-ым" - хочется добавить "лично". Чем более кровавый - тем грознее, в школе же проходили "гений и злодейство - две вещи несовместные". Такое наплевательство к созидающим, к придумавшим гениям, к самородкам-умельцам, к погибшим, выполняя безумные затеи власти. Власть умудрялась казнить авторов и гордиться их продуктом - и это стало традицией. Сделал/построил/придумал - отработанный материал, и костей не найдут. Не изжито, что все - рабы государства, оно может казнить или одаривать, присваивая и гордясь результатами. Принцип шарашек.
Комментариев нет:
Отправить комментарий