29 янв. 2021 г.

 ✔✔Шапорин

 =====================================

  Фото: Любовь Васильевна Яковлева-Шапорина (22 декабря 1879 — 17 мая 1967)- xудожник,

  переводчик, создатель первого в России театра марионеток - в Булонском лесу.

 =====================================

 <i>

 "Моя бабушка, урожденная Яковлева Любовь Васильевна, родилась в Санкт-Петербурге в 1879 году, в дворянской семье. В семье было пятеро детей: старшая Леля (Елена Дейша) – дочь бабушкиной мамы от первого брака, Надя – утонувшая еще маленькой. Люба - моя бабушка и двое их братьев – Вася и Саша. В семье говорили по-французски, как это было принято тогда в дворянских семьях. Знали и другие языки. Бабушка впоследствии знала блестяще французский, итальянский, немецкий, чуть хуже английский и латынь, понимала испанский и португальский.

Бабушка с золотой медалью закончила Екатерининский институт благородных девиц в С-Петербурге на Фонтанке 36. Я помню табели ее успеваемости. В них практически были одни десятки, которые вызвали восторг у моей жены когда мы их рассматривали. К счастью, большую часть "Блокадных дневников" и других ценных бумаг бабуля успела сдать в Публичную библиотеку и в Пушкинский дом, но многие копии дневников, табели успеваемости в Екатерининском институте благородных девиц и другие ценные бумаги, которые я привез из Москвы, после смерти моего отца, были коварно позаимствованы у нас в Риге одной ленинградской журналисткой, как она представилась моей маме, и позже о них упоминалось в «Гардиан», видимо, не без ее помощи.

 ===== 2

<i>

Екатерининский институт давал своим воспитанницам очень неплохое гуманитарное образование. Думаю, что бабушка воспользовалась этим в полной мере и впоследствии это доказала. После окончания института она посещала художественную школу,где ее учителем был ставший впоследствии знаменитым художником, академиком - А.В.Маковский. Судя по ее воспоминаниям все ученицы были в него влюблены. В письме к родителям бабушка про Маковского пишет: «У него один недостаток, что слишком красив и интересен». Думаю, что именно благодаря ему она стала очень неплохой художницей. Позже, в Париже, вместе со ставшей впоследствии известной художницей, А.П. Остроумовой-Лебедевой, посещала художественную студию Анри Матисса. Кстати, бабушкина сестра Леля училась рисованию у самого Левитана – тогда еще студента Петербургской Академии художеств.

Однако главным местом в Париже для русских художников, поэтов и писателей начала 20-ого века было ателье художницы-графика Е.С.Кругликовой. Учениками ее в парижские годы (1907-1914) были, уже известная нам, А.П.Остроумова-Лебедева, а также Н.Я.Симонович-Ефимова, В.П,Белкин. Из этого же ателье вышла и моя бабушка, которая в 1908 году занималась в ее «Академии офорта» и там же познакомилась с А.Н.Толстым. Эту же мастерскую посещал начинающий композитор Юрий Шапорин, который в 1913 станет ее мужем. Когда же бабушка в 1918 году организует в Петрограде свой первый кукольный театр (марионеток), то даст работу вернувшейся из Парижа Е.С.Кругликовой и они поставят пьесу Гумилева.

 

===== 3

<i>

/../ Поскольку сразу же после революции художественная интеллигенция осталась без заработков, то вынуждена была идти служить. На службе полагался паек. Появляется большое количество всевозможных студий и театров. Именно в это трудное время бабушка и организовала «Первый государственный театр марионеток».

Свою любовь к рисованию и вообще к искусству бабушка сумела привить и мне. Вспоминается, как по вечерам она доставала свои замечательные книги по искусству и мы «отправлялись в путешествие» по какому-нибудь музею. Бабушкины рассказы были очень интересными, поскольку она превосходно знала историю зарубежного искусства и побывала во многих европейских музеях. Ее «коньком», безусловно, были импрессионисты. О них она могла говорить часами."

<b>

Из воспоминаний внука, Петра Васильевича Шапорина.

</b>

Публикация Victoria Chulkova

 

=====================================

  <b>Любовь Васильевна Шапорина.</b>

 <b> Дневники</b> (неизданное):

 =====================================

 <i>

"...потянулись, поползли слухи один другого невероятнее - тот арестован и другой, этих высылают... И еще, и еще. Называют известные имена... Дaмоклов меч висел над М. Л. Лозинским и его семьей. Крупнейший литературовед, лингвист, знающий все европейские языки, замечательный переводчик и поэт, собравший огромную библиотеку, приговорен к высылке из Ленинграда. Впрочем, удивляться тут нечему: были же приговорены к ссылке в Сибирь в самом начале 20-х годов двадцать два ученых и профессора сo всемирно известным Николаем Бердяевым во главе. Лишь благодаря заступничеству некоторых лиц, ссылку в Сибирь заменили высылкой за границу. За Лозинского хлопотали Союз Писателей и А. Н. Толстой, гостивший тогда в Москве. Удалось отвести беду.

 

Вчера я репетирую в Союзе Писателей марионеточное обозрение к юбилею Чапыгина. Меня окликают. Вижу в дверях мою приятельницу, бледную и расстроенную: «Все Козловские арестованы, я еду к вам (она жила у Козловских)».

 

Все эти аресты и высылки необъяснимы, ничем не оправданы. И неотвратимы как стихийное бедствие. Никто не застрахован. Каждый вечер перед сном я приготовляю все необходимое на случай ареста. Все мы без вины виноватые. Если ты не расстрелян, не сослан (и не выслан), благодари только счастливую случайность."

 

 

"19 февраля 1939 Умер И.И. Рыбаков в тюрьме. Умер Мандельштам в ссылке. Кругом умирают, бесконечно болеют, у меня впечатление, что вся страна устала до изнеможения, до смерти и не может бороться с болезнями. Лучше умереть, чем жить в постоянном страхе, в бесконечном убожестве, впроголодь. Когда я хожу по улицам в поисках чего-нибудь, я могу только твердить: «Je n’en peux plus». Очереди, очереди за всем. Тупые лица, входят в магазин, выходят ни с чем, ссорятся в очередях.

 

===== 2

<i>

28 апреля 1939. Мне представляется тело России покрытым гнойными нарывами, везде бестолочь, бесхозяйственность, вредительство, склоки, доносы, все заняты мелкими и крупными пакостями, которые надо сделать своим соседям, из-за этих дров и щепок не видно ничего светлого, святого, не видно России. Смотрю на лица людей, стоящих в верстовых очередях: тупые, обозленные, без всякой мысли, испитые. Они, эти люди, могут стоять в очереди часы, дни, сутки. Терпению их нет границ. Это не терпение, а тупость и маниакальная мысль: дают селедки. Неужели ты не обойдешься без селедки? Нет. Это самовнушение, убившее все остальное.

 

Донести, сделать гадость, погубить соседа, выслужиться на этом — тоже маниакальная мысль. Ведь никаких же интересов нет. Слушала вчера «Дон Жуана» — какая музыка, какой финал! Как отдыхаешь! И какими далекими и маленькими, маленькими кажутся все эти людишки из Госэстрады, старающиеся мне вредить. Как с Эйфелевой башни смотришь на землю.

 

29 апреля. Иду по Фурштатской к Литейной, встречаю гражданку с тазиком, наполненным кислой капустой. Как теперь все делают, бросаюсь к ней: «Гражданка, где вы брали капусту?» А капусты эту зиму нет нигде, на рынке она стоит 7 рублей кило (ананас — 20 рублей кг), и за ней огромнейшие очереди.

 

«Где нам дали, вам не дадут», — был гордый ответ. Я засмеялась. Все понятно. Рядом находится распределитель НКВД. Наши хозяева — стрептококковая инфекция, разъедающая организм страны. За их заслуги можно и капусты дать."

 

 

https://www.libfox.ru/670041-lyubov-shaporina-dnevnik-tom...

Комментариев нет:

Отправить комментарий