16 апр. 2021 г.

 Куинджи

.

. .`҉҉´- . -*

-`҉҉´-¸.*-`҉҉

@══════@

.║……….…║

.║ …………║

@══════@

*.-`҉҉´-*´ ¸*-`҉҉

¸.*.-`҉҉

Самая знаменитая картина <b>Архипа Ивановича Куинджи, </b>"Лунная ночь на Днепре", ещё не была закончена, когда в его мастерскую на Васильевском острове заглянул скромный морской офицер. Полотно на подрамнике сразу же приковало внимание моряка. Замечательная игра красок создавала непередаваемое ощущение реальности пейзажа. Казалось, что можно ощутить движение ночного воздуха, увидеть, как течёт река. Офицер спросил у Куинджи, не продаст ли он картину.


Куинджи мельком взглянул на лейтенанта флота и сказал: "Вам она будет не по карману...".
"А всё-таки?" - настаивал офицер, и художник назвал очень высокую по тем временам цену - пять тысяч.

"Хорошо, - без колебаний согласился лейтенант. - Оставляю картину за собой".
Это был Великий князь Константин Константинович.

Куинджи понимал, что написал вещь необычайную, и расставаться с ней ему было тяжело. Некоторое время он держал проданную картину у себя, "доделывая" её, потом попросил у Великого князя разрешения выставить картину. Художнику хотелось признания, и он его получил.

Общество поощрения художников устроило уникальную выставку, на которой экспонировалась всего одна картина - "Лунная ночь на Днепре". Полотно экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы. Успех был фантастический.

Чтобы увидеть полотно, люди выстраивались в очередь, многие посещали выставку не по одному разу. Посетителей привлекала необычная реалистичность света на картине, многие высказывали предположения о необычных красках, использованных художником, а некоторые даже заглядывали за картину, пытаясь выяснить, не написана ли она на стекле и нет ли с обратной стороны какого-нибудь источника света.

===== 2
<i>
Кто-то из зрителей предлагал: «Интересно хорошенько рассмотреть в лупу: из каких красок составлен этот свет; кажется, и красок таких-то нет. Просто дьявольщина какая-то».

Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «…непрерывная масса карет запружала всю улицу; длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска, и с улицы, в обе стороны тротуара; терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха».

Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи! Вы, вероятно, уже слышали. Этакий молодец - прелесть»

В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, Великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре». Решение Великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал… в город… в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи „Ночь на Днепре“, хочу взять её с собою в море».

Сын Константина Константиновича, князь императорской крови Гавриил Константинович, в своих воспоминаниях отмечал, что Куинджи был категорически против нахождения картины на корабле, опасаясь за её сохранность в условиях повышенной влажности и испарений морской воды, которые могли оказать отрицательное влияние на колорит красок. Гавриил Константинович писал: «Узнав об этом, Куинджи собирался возбудить процесс, считая, что его знаменитая картина в плавании испортится. Но отец картину всё-таки взял, и никакого процесса не было».

===== 3
<i>
О пагубном влиянии морского путешествия на состояние картины беспокоился не только её автор. В частности, встретив Константина Константиновича во Франции в декабре 1880 года, Иван Тургенев убедил его привезти картину из Шербура, где в то время находился фрегат, в Париж. В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи - и мы постараемся показать её французам». Писателю удалось договориться об экспозиции картины в галерее Зедельмейера, где она выставлялась в течение десяти дней. Тургенев также надеялся уговорить Великого князя оставить полотно на всё время его путешествия, но получил отказ.

В письме к Дмитрию Григоровичу Тургенев писал: «Осталась бы картина в Париже - попала бы на Выставку - и грому было бы много - и медаль бы Куинджи получил. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие».

Не вняв уговорам Тургенева, Великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море.

Картина вернулась в Петербург через полтора года. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало. По рассказам самого́ Куинджи, после возвращения из плавания картина была во многих местах попорчена, на ней появились царапины. Константин Константинович попросил Куинджи отреставрировать полотно, и художник взялся за эту работу, но, увы, полностью восстановить картину не удалось. Той удивительной гармонии света и цвета, что была прежде, достичь ему не удалось.
В значительной мере это было связано с тем, что при создании полотна применялись краски, содержавшие битум, который темнел под воздействием яркого света и морского воздуха.

(Оксана Донская)

Комментариев нет:

Отправить комментарий