27 апр. 2021 г.

 

◯⃝ ⃞ ⃟
&ensp;   <b> Denis Dragunsky</b>

ПРО "ПОСЛЕДНЮЮ ЭЛЕКТРИЧКУ", КОТОРАЯ ОКАЗАЛАСЬ
первой.

Советский писатель Юрий Пиляр, он же 14-й барон Пилар фон Пильхау (1924 - 1987), воевал, попал в плен, в Маутхаузен, выжил, потом отсидел свое в СССР, написал несколько интересных книг, боролся за права узников нацистских лагерей, был умеренным диссидентом ("подписантом").
Но это так, справка. Я не о том.
В декабре 1967 года он напечатал повесть "Последняя электричка". Герой получает нож в живот от хулиганов на пригородной станции, и, умирая, истекая кровью, вспоминает свою короткую (он молод) жизнь. Отношения с женой, маленькой дочерью, родственниками жены. Абсолютная несовместимость двух личностей при страстном влечении двух тел. Эта повесть - неожиданно для тогдашней советской литературы - была полна тонкой и глубокой, подробной рефлексии любовных отношений, и социальных тоже, описаний "манипулятивных игр", что ли. Вот эта личностная, ценностная несовместимость при невозможности разорвать отношения (ребенок, секс, ответственность) - тут, собственно, и был смертный приговор герою, так что ему надо было только ждать случайного ножа, трамвая, кирпича на голову...
Это я к чему рассказываю?
К тому, что это какой-то "прото-трифонов". Через полтора года в "Новом мире" вышел "Обмен" Юрия Трифонова, вещь более сильная, точная, значительная... но чем-то неуловимо (или даже уловимо, "матрично") похожая.
Есть такая теория: литература рождается и варится как бы "внизу потока", а великие произведения не столько открывают новое, сколько завершают наработанное ранее.
Вот, собственно и всё.

Комментариев нет:

Отправить комментарий