10 мая 2021 г.

✔✔

⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚

⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚

 <b> 

10 мая — День памяти о публичном сожжении книг, отмечается в Германии с 1947 года.

</b>  <b> 

Эрих Кестнер, </b>  ставший свидетелем сожжения собственных книг нацистами:
"Я стоял возле университета, зажатый со всех сторон студентами, цветом нации, одетыми в форму штурмовых отрядов, смотрел, как огонь лижет обложки наших книг, и слушал сальные тирады этого мелкотравчатого лжеца. Похоронный ветер дул над городом."
* * *
Оскар Мария Граф,</b>  возмущённый тем, что его книги не вошли в число сжигаемых, и, более того, попали в список рекомендованной нацистами «народной» (Völkische) литературы, обратился к властям с открытым письмом, озаглавленным «Сожгите меня!», в котором говорилось:
"Я не заслужил такого бесчестия!… Всей своей жизнью и всеми своими сочинениями я приобрёл право требовать, чтобы мои книги были преданы чистому пламени костра, а не попали в кровавые руки и испорченные мозги коричневой банды убийц."
* * *
Под впечатлением письма Оскара Марии Графа,<b>  Бертольт Брехт </b>  написал стихотворение
«Сожжение книг»

"После приказа властей о публичном сожжении
Книг вредного содержания,
Когда повсеместно понукали волов, тащивших
Телеги с книгами на костер,
Один гонимый автор, один из самых лучших,
Штудируя список сожженных, внезапно
Ужаснулся, обнаружив, что его книги
Забыты. Он поспешил к письменному столу,
Окрыленный гневом, и написал письмо власть имущим.
«Сожгите меня! — писало его крылатое перо. —
Сожгите меня!
Не пропускайте меня! Не делайте этого! Разве я
Не писал в своих книгах только правду? А вы
Обращаетесь со мной как со лжецом.
Я приказываю вам:
«Сожгите меня!»
Перевод Бориса Слуцкого

===== 2

* * *
Немецкий литературный критик <b> Марсель Райх-Раницкий </b> вспоминает, что происходившeе не воспринималось обществом всерьёз:
"Это выглядело странно. Как несерьезное событие. Никто не воспринимал происходившее всерьез, в том числе и те, кто это делал. Мне казалось это сумасшествием, что книги лучших немецких писателей просто так сжигаются. Тогда было ещё непонятно, что все это лишь пролог, увертюра. Печально то, что тогдашняя немецкая интеллигенция, хотя и с явным изумлением, но без возмущения просто приняла все это к сведению."

* * *

"Непозволительно, невозможно было заниматься «культурой» в Германии, покуда кругом творилось то, о чем мы знаем. Это означало прикрашивать деградацию, украшать преступление.
Что существовали занятия более почетные, чем писать вагнеровские декорации для гитлеровского Байрейта, — этого, как ни странно, никто, кажется, не чувствует. Ездить по путевке Геббельса в Венгрию или какую-нибудь другую немецко-европейскую страну и, выступая с умными докладами, вести культурную пропаганду в пользу Третьей империи — не скажу, что это было гнусно, а скажу только, что я этого не понимаю и что со многими мне страшно увидеться вновь.
Дирижер, который, будучи послан Гитлером, исполнял Бетховена в Цюрихе, Париже или Будапеште, становился виновным в непристойнейшей лжи — под предлогом, что он музыкант и занимается музыкой и больше ничем."
Томас Манн

...
Фото: 10 мая 1933 года, Берлин, площадь Опернплац. Студенты под руководством нацистов сжигают свыше 25 тысяч книг 149-и еврейских и пацифистских авторов, в том числе - Бертольда Брехта, Генриха Гейне, Зигмунда Фрейда, Карла Маркса, Эриха Кестнера, братьев Маннов, Эриха Марии Ремарка, Стефана Цвейга, Джека Лондона, Эрнеста Хемингуэя.

Публикация Victoria Chulkova

Комментариев нет:

Отправить комментарий