22 июн. 2021 г.

 ✔✔

ʊʊΩ

<b>  

К 80-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

...У меня есть, представьте себе, личные основания откликнуться на эту столь важную в истории России дату!..
Поскольку именно в эту ночь у меня, четырехлетней, проснулась продолженная (уже не вспышками!..) память...

Дней за десять до этого наша мама приехала с тремя детьми в Евпаторию. Устроились на втором этаже двухэтажного отеля (стоит до сих пор...) и кинулись на море, благо было оно совсем рядом...

В ночь на 22 июня мама разбудила меня - и все мы спустились вниз, в вестибюль... В 3 часа ночи он был заполнен. Женщины с растерянными лицами, многие со слезами на глазах... Стоит кресло в белом полотняном чехле - как тогда было принято (помните кресла в кабинете Ленина на картине И.Бродского?..). В кресле женщина - откинулась на спинку кресла, глаза закрыты, руки раскинуты. И все говорят: "Она в обмороке... Она в обмороке..."

Мама разговаривает с женщинами, а я дергаю ее за юбку:
- Мама, мама! Почему они говорят, что тетя - в обмороке?.. Вот же она! А где этот обморок?
Я еще не знаю этого слова.

Слышны удары - Бух!.. Бух! (Я слышу их и сегодня!).
Мама обращается к тринадцатилетнему сыну:
- Селим, что же это?..
Он отвечает авторитетно:
- Мама, это маневры!

===== 2
Про войну не упоминает никто - Сталин вколотил всем в голову, что она невозможна, что все донесения разведки - дезинформация!.. Он, не веривший НИКОМУ, поверил тому, кому уже не верил НИКТО: Гитлеру, что он не нарушит пакт... В ночь на 22 июня к Гитлеру ушел наш последний состав с металлами и продуктами...

...Днем люди узнали, что это были за разрывы: это немцы бомбили Севастополь...

Вскоре примчался папа - вывозить семью. Состав, ушедший перед нами, разбомбили с головы до хвоста...
Я счастлива. К тому же мой любимый папа привез мне засушенных морских коньков - я вижу их первый раз.

...Через много лет мама рассказывала, что папа ругал ее всю дорогу:
- Ты не послушалась меня! Если б послушалась - я бы давно был на фронте, а теперь вынужден с вами возиться!

...Дело было в том, что 14 июня, находясь после отправки семьи на море в командировке, папа подошел к стенду со свежей газетой и увидел "Заявление ТАСС" (есть довольно убедительное мнение, что его писал сам Сталин - уж очень важно оно было для него). Людей уверяли, что они не должны обращать внимание на скопление немецких войск у наших границ, а спокойно ехать отдыхать...

Папа был убежденный коммунист и, конечно, верил Сталину (вплоть до доклада Хрущева 1956 года). Но инстинкт отца четверых детей (пятого ожидали) победил идеологию.

Он понял - война на пороге. Семья должна быть дома, в Москве - столицу будут защищать до последнего. Он тут же направился на почтамт и отбил жене телеграмму: "Немедленно возвращайтесь в Москву".

Мама была ошеломлена. Советовалась с сыном. Он сказал: - Мама, подождем письма с подробностями!
Подробностей не дождались...

В конце июля отец, после трехнедельной борьбы за снятие брони, ушел рядовым добровольцем на фронт.


Комментариев нет:

Отправить комментарий