2 июн. 2021 г.

 ✔✔

.¸¸¸.✿‿♨.*´¯✿♨⋱⋱⋱❤⋰⋰⋰✿.¸¸¸.✿‿♨.*´¯✿♨

&emsp;  &emsp; &emsp; ……. <b>К  дню памяти </b> 

День памяти поэтессы <b> Марии Сергеевны Петровых </b> (1908—1979), чью лирику высоко ценили Борис Пастернак, Арсений Тарковский и Анна Ахматова, которая назвала её стихотворение «Назначь мне свиданье на этом свете» - «шедевром лирики последних лет»; была в дружеских отношениях с А. Штейнбергом, С. Липкиным, А. Ахматовой, О. Мандельштамом, посвятившим ей стихотворение «Мастерица виноватых взоров». 


В июне 1937 года её муж, библиограф и музыковед Виталий Дмитриевич Головачёв, был арестован, постановлением особого совещания при НКВД СССР осуждён к 5 годам ИТЛ, сослан в Медвежьегорск (Карелия), умер в спецлагере в 1942 году.

В годы войны Мария Сергеевна находилась в эвакуации в городе Чистополь. Работала над переводами и зарабатывала ими на жизнь. Переводила андалузских, армянских, болгарских, грузинских, еврейских, индийских, кабардинских, казахских, литовских, польских, сербских, словенских, хорватских, чешских поэтов. При жизни вышла одна небольшая малотиражная книга избранной лирики Петровых — «Дальнее дерево» (Ереван, 1968). Похоронена на Введенском кладбище в Москве.

===== 2
НАЗНАЧЬ МНЕ СВИДАНЬЕ...

Назначь мне свиданье
&emsp;   на этом свете.
Назначь мне свиданье
&emsp;   в двадцатом столетье.
Мне трудно дышать без твоей любви.
Вспомни меня, оглянись, позови!
Назначь мне свиданье
&emsp;   в том городе южном,
Где ветры гоняли
&emsp;   по взгорьям окружным,
Где море пленяло
&emsp;   волной семицветной,
Где сердце не знало
&emsp;   любви безответной.
Ты вспомни о первом свидании тайном,
Когда мы бродили вдвоем по окраинам,
Меж домиков тесных,
&emsp;   по улочкам узким,
Где нам отвечали с акцентом нерусским.
Пейзажи и впрямь были бедны и жалки,
Но вспомни, что даже на мусорной свалке
Жестянки и склянки
&emsp;   сверканьем алмазным,
Казалось, мечтали о чем–то прекрасном.
Тропинка все выше кружила над бездной...
Ты помнишь ли тот поцелуй
поднебесный?..
Числа я не знаю,
&emsp;   но с этого дня
Ты светом и воздухом стал для меня.
Пусть годы умчатся в круженье обратном
И встретимся мы в переулке Гранатном...
Назначь мне свиданье у нас на земле,
В твоем потаенном сердечном тепле.
Друг другу навстречу
&emsp;   по–прежнему выйдем,
Пока еще слышим,
Пока еще видим,
Пока еще дышим,
И я сквозь рыданья
Тебя заклинаю:
&emsp;   назначь мне свиданье!
Назначь мне свиданье,
&emsp;   хотя б на мгновенье,
На площади людной,
&emsp;   под бурей осенней,
Мне трудно дышать, я молю о спасенье...
Хотя бы в последний мой смертный час
Назначь мне свиданье у синих глаз.

МАРИЯ ПЕТРОВЫХ

===== 3
* * *
МАСТЕРИЦА ВИНОВАТЫХ ВЗОРОВ...

Марии Петровых

Мастерица виноватых взоров,
Маленьких держательница плеч!
Усмирен мужской опасный норов,
Не звучит утопленница-речь.

Ходят рыбы, рдея плавниками,
Раздувая жабры: на, возьми!
Их, бесшумно охающих ртами,
Полухлебом плоти накорми.

Мы не рыбы красно-золотые,
Наш обычай сестринский таков:
В теплом теле ребрышки худые
И напрасный влажный блеск зрачков.

Маком бровки мечен путь опасный...
Что же мне, как янычару, люб
Этот крошечный, летуче-красный,
Этот жалкий полумесяц губ?..

Не серчай, турчанка дорогая:
Я с тобой в глухой мешок зашьюсь,
Твои речи темные глотая,
За тебя кривой воды напьюсь.

Ты, Мария,- гибнущим подмога,
Надо смерть предупредить - уснуть.
Я стою у твоего порога.
Уходи, уйди, еще побудь.

ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ
1934

* * *
Ни ахматовской кротости,
Ни цветаевской ярости –
Поначалу от робости,
А позднее от старости.

Не напрасно ли прожито
Столько лет в этой местности?
Кто же всё-таки, кто же ты?
Отзовись из безвестности!...

МАРИЯ ПЕТРОВЫХ

Публикация Victoria Chulkova

Комментариев нет:

Отправить комментарий