29 июл. 2021 г.

 ✔✔

Бродский + воспоминания

     

  <i> 

 Когда так много позади

  Всего, в особенности — горя, 

Поддержки чьей-нибудь не жди,

 Сядь в поезд, высадись у моря.

 Оно обширнее. Оно

 И глубже. Это превосходство —

 Не слишком радостное. Но

 Уж если чувствовать сиротство,

 То лучше в тех местах, чей вид

 Волнует, нежели язвит.

 <b>

 Иосиф Бродский

 

░░

 <i>

  "Вечером 10 мая я зачем-то зашел к Бродским и узнал новость: Иосиф уезжает. Все сидели, низко опустив головы, как будто понеся роковую утрату. Такие эмоции мне показались необос­нованными, и я стал успокаивать родителей, объясняя им, что в конце концов это не так плохо, как в первый момент кажется, что это некий выход. Подбадривал и самого Иосифа, конечно же, растерянного. И делал я все это искренне, ибо действительно понимал, что это скорее выход, чем беда, как казалось родителям. Ближайшие дни прошли в беготне за справками и докумен­тами для визы. За это время Иосиф успел в каком-то смысле успокоиться. В любом случае в остававшееся до отъезда время он уже вел себя как раньше, шутил как всегда, можно даже ска­зать, был в меру весел, но иногда возбужден."

 <b> 

 Рамунас Катилюс </b> 

 Из книги "Иосиф Бродский и Литва"

  

░░

<i>

 «Я помню, как однажды в 1977 г. в Aнн-Арборе я зашел к Бродскому и он сказал: «Смотри, мне Солженицын письмо прислал».*  Он пишет о большом таланте Бродского, но в конце выражает опасение, что в творчестве Бродского есть тенденция к умножению хаоса в мире. Мне кажется особенно интересной эта последняя фраза, поскольку она почти дословно повторяет то, что сорока годами раньше написал Пастернаку Горький. **»

<b>Лeв Лосев</b>

 

* 17 мая 1977 года датировано письмо Александра Солженицына -- Иосифу Бродскому, в котором он писал, что с интересом читает все, что Бродский печатает в русских журналах.

 

**  Горький писал Пастернаку: «Много изумляющего, но часто затрудняешься понять связи ваших образов и утомляет ваша борьба с языком, со словом. \..\ Иногда я горестно чувствую, что хаос мира одолевает силу вашего творчества и отражается в нем именно как хаос, дисгармонично.»

Пастернак ответил: «Я всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану.»

Комментариев нет:

Отправить комментарий