Alexander Genis Шагал
. .`҉҉´- . -*
-`҉҉´-¸.*-`҉҉
@══════@
.║……….…║
.║ …………║
@══════@
<b>
Alexander Genis
</b>
КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ МАРКА ШАГАЛА
— Почему у Шагала все летают? — спросил я у внучки Шолом-Алейхема Бел Кауфман, знавшей художника.
— Кто бы о нем говорил, если бы у него не летали, — не без ехидства ответила она.
— Почему у Шагала все летают? — спросил я у знакомого книжника.
— Евреи жили так скученно, что от тесноты можно было сбежать только в небо.
— Почему у Шагала все летают? — спросил я у одноклассника, ставшего хасидом.
— Искра божественности тянется к своему Создателю, и у святых цадиков приподнимается бахрома на одежде.
— А почему мы этого не видим?
— Глухой, ничего не знавший о музыке, увидел пляшущих на свадьбе и решил, что они сошли с ума, — ответил он мне хасидской притчей.
Не доверяя ни одной школе, презирая манифесты и теории, Шагал не создал своей мифологии, которая так часто помогала художникам в их отношениях с критиками. Вместо богов и героев, символов и аллегорий, сознательных и подсознательных намеков, Шагал обращался к персональному алфавиту вещей, обставивших его ментальную вселенную.
Часто это была парящая в небе рыба. Она напоминала о селедке, местечковой манне небесной. Еще чаще — скрипка, сопровождавшая и создававшая праздник. Иногда часы — старинные, монументальные, с бронзовым маятником и громким ходом. Не обязательная, но престижная — “буржуазная” — роскошь, такие часы были не символом бренности или пластичности времени, как у Дали, а знаком домашнего уюта, вроде абажура у Булгакова. И всё это взлетало в воздух от тихого взрыва, который производила кисть художника. Шагал писал лопнувший от восторга мир.
Конечно, на его полотнах есть страх, кровь, распятый еврей и горящие крыши. Но это — кошмар заблудившейся истории. Благодаря Шагалу ей есть куда вернуться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий