26 июл. 2021 г.

 ✔✔

*´¨`*✿⊱╮ 

(  .. .. . . ~~ <b> День памяти </b>~~

.¸¸¸.✿‿.*´¯✿‿.*´¯✿‿.*´¯✿‿.*´¯✿‿.*´¯✿‿.*´¯✿‿.*´¯✿⊱


⡳⡴⡵⡶⡷⡸⡹

<i><b>

Михаил Лермонтов

</b>

Валерик (Отрывок)

Я к вам пишу случайно, — право,
Не знаю как и для чего.
Я потерял уж это право.
И что скажу вам? — ничего!
Что помню вас? — но, боже правый,
Вы это знаете давно
И вам, конечно, всё равно.

И знать вам также нету нужды,
Где я? что я? в какой глуши?
Душою мы друг другу чужды,
Да вряд ли есть родство души.
Страницы прошлого читая,
Их по порядку разбирая
Теперь остынувшим умом,
Разуверяюсь я во всём.
Смешно же сердцем лицемерить
Перед собою столько лет;
Добро б ещё морочить свет!
Да и притом, что пользы верить
Тому, чего уж больше нет?..
Безумно ждать любви заочной?
В наш век все чувства лишь на срок,
Но я вас помню — да и точно,
Я вас никак забыть не мог!

Во-первых, потому, что много
И долго, долго вас любил,
Потом страданьем и тревогой
За дни блаженства заплатил,
Потом в раскаянье бесплодном
Влачил я цепь тяжёлых лет
И размышлением холодным
Убил последний жизни цвет.
С людьми сближаясь осторожно,
Забыл я шум младых проказ,
Любовь, поэзию, — но вас
Забыть мне было невозможно.

И к мысли этой я привык,
Мой крест несу я без роптанья:
То иль другое наказанье? —
Не всё ль одно. Я жизнь постиг.
Судьбе, как турок иль татарин,
За всё я ровно благодарен,
У бога счастья не прошу
И молча зло переношу.

Лето 1840

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

⡳⡴⡵⡶⡷⡸⡹

НАШЕ ЕСЛИ НЕ ВСЁ, ТО НАШЕ МНОГОЕ


27 июля, исполнится 180 лет с того дня, как у горы Машук близ Пятигорска, был убит на дуэли 26-летний Михаил Лермонтов (1814-1841)

Застреливший его Николай Мартынов вместе с Лермонтовым учился в Петербургской юнкерской школе, приятельствовал с ним, фехтовал с ним. И кстати, Мартынов тоже писал стихи, только неважнецкие, мало интересные стихи.

Не веря, что Мартынов готов убить его, Лермонтов не стрелял, опустил пистолет, надеялся, что и Мартынов сделает то же. Секунданты убеждали его: Николай настроен серьезно, есть опасность. А Лермонтов не верил.
Мартынов прицелился и выстрелил в самое сердце.

Дуэль произошла по вине Лермонтова. Он несколько вечеров подряд публично зло подшучивал над Мартыновым, унижал его при даме, с которой у того был роман. Не вызвать Лермонтова Мартынов не мог.

В тот июльский день Россия потеряла одного из своих гениев.
- Собаке - собачья смерть! - сказал царь Николай Первый, узнав о дуэли. А когда великая княжна Мария Павловна возмутилась его словами, царь смягчился и добавил: Тот, кто мог бы заменить нам Пушкина, убит.

Лермонтов, конечно, не Байрон, не Пушкин, он другой. Меланхоличный, замкнутый, желчный, несчастливый в любви - все его девушки не отвечали ему взаимностью и выходили замуж за других... Не умевший ни дружить, ни завоёвывать женское сердце, ни ладить с людьми, Михаил умел по-настоящему лишь одно: писать, сочинять. Впрочем, он отличался и ещё кое-в-чём: хорошо рисовал, играл на четырёх музыкальных инструментах, знал несколько иностранных языков. Постаралась бабушка: дала Мишелю прекрасное домашнее образование.

----- 2
Ну как не назвать гением и провидцем мальчишку, который в 16 лет напророчил события, случившиеся в России век спустя? Написал и назвал "Предсказание".

Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пищей многих будет смерть и кровь.
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел.
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать,
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь - и поймешь,
Зачем в его руке булатный нож;
И горе для тебя! - твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет всё ужасно. мрачно в нём,
Как плащ его с возвышенным челом.
1830.

Нет, каково? Все как по писаному и случилось, разве что кроме плаща и возвышенного чела. И попранный закон, и глад, и кровь...Он это не выдумал, он это УВИДЕЛ.

Лермонтов был мистик, провидец, а главное - феноменально-одарённый писатель. Смолоду взялся развивать все три рода литературы. В двадцать лет написал драму в стихах "Маскарад" со сложной искусно построенной интригой и интересными характерами. Ну ладно Арбенин, но как двадцатилетний студент мог понимать поведение князя Звездича и баронессы Штраль? И кто всё-таки такой Неизвестный, появляющийся в последнем акте? Пять раз он подавал в цензурный комитет "Маскарад" и пять раз пьесу возвращали с требованием многое изменить. В конце концов приняли, однако поставили на театре только через 20 лет.

Он увлекался сочинительством с 14 лет, а в 22 года "выстрелил" и прославился в России. Потрясенный смертью Пушкина, он написал "На смерть поэта", и стихотворение разошлось в десятках тысяч рукописных копий.

----- 3
Именно после "Смерти поэта" Лермонтова возненавидел император: ведь в последней строфе, которую поэт приписал позднее, содержалась угроза ближнему кругу царя, его высокородной подхалимской свите.

За стихи на смерть Пушкина Михаила сослали на Кавказ; ему было отмерено ещё четыре года жизни, в которые его стал печатать Краевский в "Отечественных записках", о нём писал первый критик Белинский, который даже навестил поэта на гауптвахте, куда Лермонтова поместили после его дуэли с сыном французского посла де Баранта.

Зрелые стихи Лермонтова совершенны и очень современны лексически. Он отставил свойственные поэзии того времени отсылки к античным богам и героям,никаких Фебов, Гер и Терпсихор, и заговорил простым и на беглый взгляд словно безыскусным языком, в чем и состояло его высокое искусство.

Не менее поразительна и проза Лермонтова. "Жалкой и отвратительной книгой" назвал роман о Печорине император. А роман "Герой нашего времени" своим новаторством и глубиной и сегодня удивляет. Лермонтов, которому немногим более двадцати, взялся изобразить не одного Григория Печорина, а, по его собственному признанию, решил показать пороки целого поколения.

"Герой нашего времени" - первый русский психологический роман. Шинель-шинелью, а из прозы Лермонтова тоже много чего вышло. Молодой Джеймс Джойс, когда работал над романом "Портрет художника в юности", признавался в письме к брату, что учился писать прозу у Лермонтова.

Есть ли ещё в нашей литературе писатель, который за двадцать шесть лет жизни столько успел?
Безумно жаль его, гениального несчастливого парнишку со скверным характером, характером, который фактически и сгубил его.
<b>

Комментариев нет:

Отправить комментарий