31 авг. 2021 г.

 ✔✔

1 сентября

___$$$$$
_$$$$$$$
$$$_$$$$
____$$$$
____$$$$
____$$$$
____$$$$
__$$$$$$$$  


█▀▀▀─█▀▀─█──█─▀█▀─▄▀▀█─█▀▀▀─█▀▀█─▄▀▀█
█────█▀▀─█▀▀█──█──▀▄▄█─█▀▀█─█▄▄█─▀▄▄█
▀▀▀▀─▀▀▀─▀──▀──▀──▀──▀─▀▀▀▀─▀────▀──▀


---------------------


<b>

Татьяна Хохрина

</b><i>
Первое сентября на носу...

"Когда на сердце тяжесть и холодно в груди, к ступеням..."

Эта песня Городницкого "Атланты" родилась в 1963 г. В году, когда я в первый раз пошла в первый класс. Узнав это, я почему-то подумала, что она вполне распространима не только на каменных истуканов, подпирающих разваливающиеся без них здания, но и на обе категории участников, совместно образующих это ни с чем не сопоставимое явления - школа. Т.е. на учеников и на учителей. Причем в зависимости от того, как вылеплены и те и другие, насколько прочно они стоят на ногах, сколько труда на них до этого затрачено и правильно ли выстроена вся скульптурная группа, зачастую зависит вся будущая жизнь, судьба и мироощущение и тех, и других.

Накануне первого сентября многие впадают в ностальгические воспоминания, но школа в них обычно выступает в двух ипостасях - как филиал лагеря Майданек или как выезд психоневрологической больницы на пикник. И сердце мое в этот момент обливается кровью, переполненное сочувствием к тем, кто учился не со мной, и теснимо бесконечным желанием туда вернуться хоть на миг.

Чем дальше я отодвигаюсь от школьного возраста, чем больше в моей жизни встречается разных учебных заведений, тем с большей нежностью и тоской я вспоминаю свою школу. И не потому, что детский инфантилизм вытесняет старческий маразм, а потому, что мне просто неимоверно повезло. Я сумела прожить в школе десять удивительных лет счастья общения, любви, понимания, уважения и при этом получить еще прекрасное (не стыжусь это утверждать!) образование! Совсем даже не среднее! Среднее было в основном потом...

----- 2
<i>
В ближайшую среду уже 1 сентября. Никогда уже не вытравить из себя внезапный щелчок на эту дату. Вроде твои школьные годы растворились в такой дали, что вплотную подошли к Куликовской битве, да и дочка уже не помнит все фамилии собственных одноклассников. А все равно ёкает! Мне кажется, что только Новый год, 22 июня и 1 сентября являются каким-то универсальным, всеобщим триггером, мгновенно запускающим механизм памяти и поток ассоциаций.

Даже сейчас, через 40 лет после окончания школы, где-то после середины августа я начинаю с интересом посматривать на тетрадки и карандаши, с лицом клинически счастливого идиота разглядывать пеналы и ранцы, с блаженной улыбкой, словно баушка в маразме, представляя, какие бы выбрала к началу этого учебного года....Ну что, старуха, гладь форму и - вперед...

Мне безумно повезло. Я училась в замечательной школе, куда съезжались дети со всей Москвы и пригорода. Эта была первая в нашей стране английская школа и учить там действительно умели. Причем не только английскому, но и всем остальным предметам. Я совершенно убеждена, что все, что я знала и должна была знать, я выучила именно в школе, остальное попало мне в голову и застряло там абсолютно случайно и вопреки желанию, хотя я училась в двух институтах, аспирантуре и далее - везде...Причем, за что - отдельное спасибо, специальная английская школа N1 Сокольнического района г. Москвы сумела за 10 лет не только не уничтожить, а, напротив, развить мое любопытство и не сформировать стойкого отвращения ни к наукам, ни к процессу обучения.

----- 3
<i>
И с учителями у всех нас там отношения были вполне человекообразные, а с некоторыми - так вообще высокими. Может, Корчак нам и не встретился, так ведь и в печь не гнали...Именно там, в школе я узнала трех педагогов (ненавижу это слово!), которых я до сих пор считаю самыми незаурядными людьми, которых мне довелось увидеть, хотя мне всю жизнь везло и на расстоянии вытянутой руки и возможности общения были некоторые из тех, о встречи с которыми мечтают многие...Так что, что бы я не сказала своим ядовитым языком дальше, в первых строках своего письма я кланяюсь в пояс моей школе и моим учителям.

Но десять лет - большой срок, чего только за это время не было. И не зря любую ломку, перекройку человека называют лицемерно и ласково "школа"...

Особенно непросто приходится тому, кто не прошел к этому моменту штрафбат детского сада и не знает, что вся-то наша жизнь и есть борьба. А я была домашней толстой рыжей девочкой с густыми, постоянно расплетающимися косами, абсолютно не спортивной и тогда совершенно не умеющей врать. Ну этот-то пробел в воспитании я ликвидировала быстро! Через пару недель после начала занятий мне соседом по парте с целью его перевоспитания посадили хулигана 7 лет Сережу Раппопорта, ставшего мне потом близким другом до конца его несправедливо короткой жизни, который первым делом рассказал мне анекдот, вся соль которого состояла в наборе непечатных слов, я стала красная, как рак, и захохотала, а наша первая учительница, которая могла бы легко возглавить Верховный суд инквизиции и заменить Вышинского в фазе вынесения приговора, тут же подняла меня, презрительно оглядела и сделала тонкий педагогический заход:

----- 4
<i>
"Пока, дети, мы говорим о скучных, но нужных вещах, кому-то очень весело...Что ж, Хохрина, поделись с классом..." Рапа показал мне из-под парты кулак, но это было лишнее - я б не выдала его и под пыткой. Хуже Павлика Морозова в арсенале воспитательных примеров у моих папы с мамой никого не было. Поскольку врать тогда я еще не научилась, я просто набычилась и замычала, как деревенская дурочка, за что пошла до конца урока в угол, стоя там, придумала версий пять удачных отговорок, последующие 10 лет соображала быстрее, зато приобрела верного друга!

Вообще школа, помимо глубоких разносторонних знаний, привила много полезных житейских навыков. Именно благодаря школе (да простит меня Комитет по борьбе с коррупцией) я могу на раз дать что угодно кому угодно и он возьмет! Здесь, правда, я получила углубленный спецкурс, когда уже таскалась в школу, где училась дочка....

Кроме того, это школа научила разбираться в людях и осознавать, что люди интереснее и важнее всех наук, различать ум и знания, обучив вранью - ценить честность, понимать, когда шкурный интерес должен быть забыт и где его допустимые пределы, спиной чуять предательство еще до его воплощения и уметь прощать и забывать. Вообще-то без всего этого жить дальше было бы почти невозможно. Все обиды, измены, унижения и слезы, пережитые тогда, дали возможность хоть немного сократить их потом. Спасибо тебе, школа! Я помню и люблю тебя!

ПОЗДРАВЛЯЮ
ВСЕХ С НАЧАЛОМ УЧЕБНОГО ГОДА!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий