11 окт. 2021 г.

 ✔✔Наталья Рапопорт

▇▇▇▇╲

▇▇▇╲╲▉

▇▇╲╲▉

▇╲╲▉

 ╲▉&emsp;  <b>Наталья Рапопорт

</b> <i>

В догонку к предыдущему посту ко дню рождения Андрея Донатовича Синявского - маленький отрывок из главы "Вспоминайте меня, я вам всем по строке подарю" из моей книги "То ли быль, то ли небыль".


Юлий - Юлий Даниэль
Ирина - Ирина Уварова-Даниэль
Марья Васильевна - Марья Васильевна Розанова, жена Андрея Синявского

Незадолго до смерти Юлия Ирина обращалась в советское консульство в Париже с просьбой разрешить Синявскому приехать в Москву повидаться со смертельно больным другом.

Синявским постоянно отказывали в советской визе, отказали и тогда. Теперь Ирина совершила новую попытку. Телеграммы с просьбой проявить милосердие и разрешить Синявскому попрощаться с Юлием были посланы в два адреса: советскому консулу в Париже и Эдуарду Шеварднадзе. И впервые за семнадцать лет Синявские получили въездную визу. Как будет видно из дальнейшего, консул, видимо, взял ответственность на себя. Но это были новогодние дни, оформление виз занимает время, и Синявские прилетели в Москву только третьего января, на следующий день после похорон Юлия.

Я возвращаюсь с работы, смотрю — на тротуаре под окном Даниэлей, почти вросши в стену нашего дома, стоит серая «Волга» с выключенным мотором; за рулем сидит человек и читает книгу. Я подошла вплотную к машине. Рядом с водителем стояла большая раскрытая сумка с какой-то замысловатой аппаратурой. Мы обменялись долгим взглядом, и я отправилась к Даниэлям. Дверь открыла Марья Васильевна.

----- 2
<i>
- Вы машину сопровождения в Париже заказали или сняли в Шереметьеве? — спросила я вместо приветствия.

- Какую машину?

- Выгляните в кухонное окошко!

Все выглянули. Машина исправно стояла под окном на прежнем месте. Так с первой минуты за Синявскими началась открытая слежка. На ночь машина обычно уезжала, и на ее месте дежурил какой-то сидящий на корточках топтун с торчащей из сумки антенной. Маринка Перчихина даже бегала к нему как-то часа в четыре утра стрельнуть папироску.

На следующий день после приезда Синявских Ирине позвонили из канцелярии Шеварднадзе. Я подошла к телефону. Мужской голос сообщил, что в ответ на нашу телеграмму Синявским выдано разрешение на приезд в Москву, и они вот-вот прилетят.

- Большое спасибо,— сказала я,— мы вам очень благодарны.

- Перед кем это вы так раскланивались? — спросила Марья Васильевна.

- У меня для вас хорошая новость. Министерство Иностранных дел СССР разрешило вам приехать в Москву, и вы вот-вот прилетите!

- Ну ничего не изменилось! — восхитилась Марья Васильевна. — Правая рука по-прежнему не ведает, что делает левая!

Для Ирины в эти трагические дни приезд Синявских был спасением. Они прилетели в Москву после семнадцатилетнего перерыва, и в московских литературных, журналистских и кагебешных кругах началось необычайное волнение. Вокруг Синявских все кипело и бурлило, как в многобалльный шторм. Ирина попросила меня отвечать на телефонные звонки и по возможности их фильтровать. Телефон звонил, не умолкая, двадцать четыре часа в сутки. Журналисты ломились толпами, расталкивая друг друга локтями. Называлось все это — интервью с Синявским, но на вопросы журналистов отвечала только Марья Васильевна — Андрей Донатович не имел шансов вставить слово.

----- 3
<i>
- Марья Васильевна, мне бы хотелось узнать, что думает по этому поводу сам Андрей Донатович, — не выдержал один бестактный журналист.
- Откуда он может знать, что он думает, пока не услышит, что я скажу, — отрезала Марья Васильевна, и журналист сдался.

Я тогда обогатила литературоведение тезисом, что Синявский пишет, потому что не имеет возможности говорить...

Та первая поездка прорвала плотину, и Синявские стали регулярно ездить в Москву. В свой второй визит Марья Васильевна прилетела в Москву с кучей журналов (она издавала «Синтаксис») и книг. На таможне произошел следующий диалог.

- Что это за книги? Что за Абрам Терц? Почему у вас так много его книг? Он что, хороший писатель? — спросил таможенник.
- Был бы плохой, я бы не вышла за него замуж!

...О смерти Синявского я не знала — была в дороге, летела из Солт-Лэйк-Сити в Москву. В Москве, как всегда, первым делом помчалась к Ирине.

- Только что кончили передавать по телевизору похороны, — сообщила Ирина.

- Чьи похороны?

- Андрея...

Ушли Даниэль и Синявский, оставив нам Аржака и Терца.

Комментариев нет:

Отправить комментарий