19 нояб. 2021 г.

✔✔

 ⿺⿻

ИЗ НЕВОШЕДШЕГО В КНИЖКУ «РУССКИЙ В АНГЛИИ»

У англичан странно интимные, не вполне мне пока понятные взаимоотношения со смертью.
В русской культуре к смерти отношение такое бодрячески-инфантильное, типа «И смерти нет, и свет в окне. Все влюблены и все крылаты». При детях о ней, безносой, упаси боже не говорят, чтобы не травмировать юную психику. Взрослый тоже гонит мысли черные прочь, лучше откупорит шампанского бутылку иль перечтет "Женитьбу Фигаро" .
Не то англичанин. Британская реклама со всех сторон манит выгодными похоронами и чудесными участками в рассрочку: планируйте свое будущее.
Недалеко от моего дома есть благотворительный магазин с жизнерадостным названием «Вдовцы и вдовы». Каждый раз, следуя мимо, я трусливо отворачиваюсь, поэтому точно не скажу, но, по-моему, туда сдают одежду, оставшуюся после скончавшегося супруга. Вероятно, там отовариваются люди с железными нервами.

В свое время с подобным бесстрашием я столкнулся в Японии. Я уже рассказывал в каком-то эссе, как мне в свое время довелось прочесть сочинения японских третьеклассников на стандартную тему «Мое будущее» и как все деточки, изложив свои обычные трогательно детские мечты, заканчивали описанием собственной смерти: я проживу сто двадцать лет и умру во сне; я совершу двойное самоубийство с тем, кого люблю; не собираюсь жить после восемнадцати, потому что потом начинается старость, и так далее. Я тогда отнес это к восточной, буддийской экзотике.

----- 2
<i>
Но вот (на фотографиях) совершенно западные ясли при совершенно христианской церкви, тоже рядом с моим домом. Подобного макабра я не встречал и у Стивена Кинга.
Спускаешься по лестнице к дверям. Слева – вход в ясли, справа – в колумбарий. И вокруг кадки с растениями. Не простые, а поминальные или даже, может быть, погребальные. Возможно цветочки растут прямо из перемешанного с землей праха – я побоялся спросить.

А где бабуля? Почему она больше не приходит? А вот она, веточками качает.
Наверное, так и надо воспитывать детей. Им ведь не только жить, но и умирать. Но как-то чего-то мурашковато.

Комментариев нет:

Отправить комментарий