18 дек. 2021 г.

 ✔✔

◊◊◊◊◊◊◊◊◊◊

 
11 декабря исполнилось 103 года со дня рождения Александра Исаевича Солженицына.
<i>
"Однажды Анна Андреевна рассказала, как к ней приходил Александр Солженицын, ставший в один день с Иваном Денисовичем знаменитым. Солженицын читал ей свои, увы, очень слабые стихи. А на его вопрос, как ей понравился «Один день Ивана Денисовича», она ответила: «Эту книгу должны прочитать двести пятьдесят миллионов». Ахматова сокрушалась — хватит ли у Солженицына душевных сил пережить славу. Она в жизни знала многих людей, совсем не героев, которые мужественно перенесли испытание голодом, тюрьмой, лагерем, потерей близких. Но ей не встретился ни один человек, который бы без ущерба для себя вынес бремя славы и власти. И добавила: «В одном судьба меня пощадила: слава ко мне пришла так рано, я была еще такая молодая, что я ее даже не заметила». Позднее Анна Андреевна написала такую максиму:
"Молитесь на ночь, чтобы вам вдруг не проснуться знаменитым"."

Людмила Сергеева
"Воспоминания oб Анне Андреевне Ахматовой"


* * *
В записных книжках Анны Ахматовой сохранились воспоминания о ее знакомстве с Солженицыным в 1962 году:
«Вчера (28-го) у меня (у Маруси в Москве) был Рязанский (Солженицын). Впечатление ясности, простоты, большого человеческого достоинства. С ним легко с первой минуты. /.../ Про мои стихи сказал недолжное. Славы не боится. Наверно, не знает, какая она страшная и что влечет за собой».

* * *
О впечатлении самого Солженицына можно судить по воспоминаниям Льва Копелева:
«Вскоре после встречи с Ахматовой он пришел к нам, спросил: – Кого ты считаешь самым крупным из современных поэтов? Я ответил, что.. одного-единственного выделить не могу. – А мне только Ахматова. Она одна – великая».

Комментариев нет:

Отправить комментарий