5 сент. 2013 г.

05 сентября 2013 | 17:52
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-**-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
Алексей Константинович Толстой 
**-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-
-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*

ДЫШАТЬ И ПЕТЬ НА ВОЛЕ


Любим калифом Иоанн,
Ему, что день, почет и ласка...
Но шум и блеск его тревожит,
Ужиться с ними он не может...
О, отпусти меня, калиф,
Дозволь дышать и петь на воле...
Иным призванием влеком,
Я не могу народом править:
Простым рожден я был певцом,
Глаголом вольным Бога славить!
Блажен, кто рядом славных дел
Свой век украсил быстротечный;
Блажен, кто жизнию умел
Хоть раз коснуться правды вечной.
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
Блажен, кто истину искал,
И тот, кто, побежденный, пал
В толпе ничтожной и холодной,
Как жертва мысли благородной!


А. К. Толстой «Иоанн Дамаскин»



Алексей Константинович Толстой - русский граф, писатель, драматург, исторический романист, переводчик, один из отцов прославленного Козьмы Пруткова, автор замечательных лирических стихотворений, поэм и баллад. Поэт, около 150 произведений которого было положено на музыку самыми прославленными русскими композиторами («Средь шумного бала случайно...», «Выхожу один я на дорогу...», «Колокольчики мои, цветики степные...» и др.).
Рожденный в год Богини Ардвисуры Анахиты, с которой связана покровительница любви, гармонии и красоты Венера, Алексей Константинович Толстой всю свою жизнь стремился посвятить себя исключительно служению Прекрасному:
«Я один из двух или трех писателей, которые держат у нас знамя искусства для искусства, ибо убеждение мое состоит в том, что назначение поэта - не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая им любовь к прекрасному...»


Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед.
Земля наша богата,
Порядка в ней лишь нет.

А эту правду, детки,
За тысячу уж лет
Смекнули наши предки:
Порядка-де, вишь, нет.

И стали все под стягом,
И молвят: «Как нам быть?
Давай пошлем к варягам:
Пускай придут княжить.

Ведь немцы тороваты,
Им ведом мрак и свет,
Земля ж у нас богата,
Порядка в ней лишь нет».

Посланцы скорым шагом
Отправились туда
И говорят варягам:
«Придите, господа!

Мы вам отсыплем злата,
Что киевских конфет;
Земля у нас богата,
Порядка в ней лишь нет».

Варягам стало жутко,
Но думают: «Что ж тут?
Попытка ведь не шутка -
Пойдем, коли зовут!»

И вот пришли три брата,
Варяги средних лет,
Глядят - земля богата,
Порядка ж вовсе нет.



К ДОСУГАМ КУЗЬМЫ ПРУТКОВА

“Поощрение столь же необходимо гениальному
писателю, сколь необходим канифоль
смычку виртуоза”.
(Из собственных афоризмов. “Совр.”, 1854 г., № 11)

П р е д у в е д о м л е н и е.

Я знаю, читатель, что тебе хочется знать, почему я так долго молчал? Мне понятно твоё любопытство! Прислушай и вникни: я буду говорить с тобой, как отец с сыном.
В обществе заговорили о каких-то новых потребностях, о каких-то новых вопросах… Я – враг всех так называемых вопросов! Я негодовал в душе – и готовился!.. я готовился поразить современное общество ударом; но гг. Григорий Бланк, Николай Безобразов и пр. предупредили меня… Хвала им, они спасли мир от посрамленья!
Наученный их опытом, я решился идти за обществом. Сознаюсь, читатель, я даже повторял чужие слова против убежденья!.. Так прошло более трёх лет. Время показало мне, что я боялся напрасно. Общество наше оклеветано: оно изменилось только по наружности… Мудрый смотрит в корень: (d’inacheve)!.. Это успокоило меня. Я благословил судьбу и вновь взялся за лиру!.. Читатель, ты понял меня! До свидания!

Твой доброжелатель
Кузьма Прутков.

24 октября
1859 г. (annus, i)



К МОЕМУ ПОРТРЕТУ

(который будет издан вскоре,
при полном собрании моих сочинений)

Когда в толпе ты встретишь человека,
Который наг*;
Чей лоб мрачней туманного Казбека,
Неровен шаг;
Кого власы подъяты в беспорядке,
Кто, вопия,
Всегда дрожит в нервическом припадке, –
Знай – это я!
Кого язвят со злостью, вечно новой,
Из рода в род;
С кого толпа венец его лавровый
Безумно рвёт;
Кто ни пред кем спины не клонит гибкой, –
Знай – это я:
В моих устах спокойная улыбка,
В груди – змея!..

Комментариев нет:

Отправить комментарий