13 дек. 2013 г.

<i> Про поэта Николая Шатрова

Шатров — отдельный. Во всем, и, в первую очередь, — в своей поэтике.



Каждый миг не похож на другой,
День и ночь мы несемся сквозь время.
Хочешь знать, что такое покой?
Это роста духовного семя.


Сын арбатского гомеопата Михина, умершего в 1942 году в Тбилиси. Отца заменил отчим - художник. Мать - артистка. Одно время жил в Семипалатинске, где учился в местном пединституте.

В Семипалатинске принёс первые стихи в газету «Прииртышская правда», но вместо их публикации газета поместила разгромную статью, обвиняющую молодого поэта в безыдейности.

Позже какое-то время учился на журфаке Казахского университета. Из Казахстана поэт затем переехал на Урал. Перебраться в Москву поэту помог Б.Пастернак.

В столице Шатров пытался завершить образование на журфаке МГУ, но что-то не вышло. Потом он (также недолго) учился в Литинституте. И всё это время его опекал Пастернак. Как вспоминает Вал.Хромов, Пастернак как-то после одного из концертов в музее Скрябина сказал, что из молодых он ценит Виктора Бокова, Евгения Винокурова, Бориса Слуцкого и «нашего Кику». Кика - это и есть Шатров.

 «Пастернак и Софроницкий поддерживали Шатрова даже чисто материально, - признавался Хромов. - Они «покупали» у него стихи, то есть просто давали деньги - оставляли их в гардеробе в кармане пальто читавшего в зале Шатрова в зависимости от количества написанного, Пастернак следил за соразмерностью «гонорара» строго». Но при этом Шатров Пастернака не любил, считая, что «пастернаковский простор ограничивается его дачей».


Я никогда не согрешу:
Душа тиха.
Я только Господом дышу
Из уст стиха...


Но литфункционеры поэта не услышали. В начале 1980-х годов В.Алейников долго, но безуспешно пытался издать стихи поэта хотя бы за рубежом, передавал стихи Шатрова в «Континент», но всё было тщетно.


Нас для себя Бог создал, помни это
И не бунтуй, подопытный зверек.
Пока еще игрушечна планета,
Пусть не идёт нам мирозданье впрок.
Но все же наша песенка не спета!
Господь не зря на муки тварь обрек:
Мы служим высшему, как стих поэта,
И провиденье — не бездушный Рок.
Придет пора — игрушка станет вещью,
Вещь — существом, с другими наряду...
Сама первопричина дышит жертвой:
Жизнь только внешне кажется зловещей,
В лаборатории, а не в аду, —
Ты, человек. Морская свинка — герб твой!

  http://ckop6b.narod.ru/shatrov.htm</i>



Комментариев нет:

Отправить комментарий