<i>
<b>
░ О
Фёдоре Крюкове
</i></b>
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
<i>
О чем ты думаешь, казак?
Воспоминаешь прежни битвы,
На смертном поле свой бивак,
Полков хвалебные молитвы
И родину?.. Коварный сон!
Простите, вольные станицы,
И дом отцов, и тихий Дон...
Александр Пушкин "Кавказский пленник",
1821 год
▒
Сегодняшние
читатели едва ли знают писателя Федора Крюкова. Ни в Советском
энциклопедическом словаре, ни в Энциклопедическом литературном словаре мы не
найдем даже упоминания о нем. Правда, сейчас это незаслуженно забытое имя
начали вспоминать, но в основном в связи с так называемой проблемой авторства
«Тихого Дона». Как известно, некоторыми исследователями была выдвинута версия о
том, что роман о переломных событиях в судьбе донского казачества был написан
или, во всяком случае, начат именно Ф. Д. Крюковым.
▒
Федор
Крюков родился в 1870 году в семье атамана станицы Глазуновская
Усть-Медведицкого округа и вырос в типично казацкой атмосфере. Получил
историко-филологическое образование, много путешествовал по Донской области,
изучал ее историю и экономику; в 1906 году был избран в I Государственную думу,
где защищал интересы казачества. С начала 900-х годов Федор Крюков постоянно
печатается в журнале «Русское богатство» (с 1914 года — «Русские записки»),
одним из официальных издателей которого был В. Г. Короленко. Здесь
публиковались произведения Г. И. Успенского, И. А. Бунина, А. И. Куприна, В. В.
Вересаева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. М. Станюковича и других писателей,
известных своими демократическими взглядами.
Рассказы,
повести, очерки Федора Крюкова — «В камере 380», «Полчаса», «На речке
Лазоревой», «Офицерша», «В глубоком тылу» и другие — открыли широкому читателю
малознакомую жизнь казачьего сословия: его историю, традиции, быт. В 1907 году
Крюков отдельно издал «Казацкие мотивы. Очерки и рассказы», в 1910-м —
«Рассказы». Произведения его далеко выходили за рамки историко-этнографического
исследования, в них чувствовался писатель, болеющий за судьбы своего народа.
▒
Поздней
осенью 1914 года — уже шла первая мировая война — Крюков покинул Донскую
область, чтобы отправиться на турецкий фронт (хотя в молодости был освобожден
от воинской службы по близорукости). После долгого путешествия он присоединился
к 3-му госпиталю Государственной думы в районе Карса, зимой 1916 года с тем же
госпиталем находился в Галиции. Впечатления об этом периоде своей жизни Крюков
отразил во фронтовых заметках «Группа Б» («Силуэты»).
Потом
писатель жил в Петрограде, был свидетелем февральской революции.
▒
В
1918—1919 годах Крюков — секретарь Войскового круга (парламента донских
казаков) и одновременно редактор новочеркасской газеты «Донские ведомости». В
эти годы он активно выступал против большевиков. Когда весной 1919 года станица
Вешенская стала центром Верхне-Донского восстания, Крюков был среди тех, кто
призывал повстанцев держаться до конца. А в сентябре 1919 года, когда фронт
приблизился к станице Глазуновской, он вступил в ряды Усть-Медведицкой
белоказачьей части; примерно через месяц, вернувшись с фронта в Новочеркасск,
принял участие в заседаниях Войскового круга. До захвата Новочеркасска
большевиками Крюков ушел с отступающими белоказачьими частями. 20 февраля (4
марта по новому стилю) 1920 года Федор Дмитриевич умер от тифа или плеврита в
станице Новокорсуньской (или вблизи нее) на Кубани.
Даже из
этих пунктирно изложенных биографических сведений становится понятной причина
замалчивания творчества писателя официальным советским литературоведением.
▒
«Крюков
- писатель настоящий, без вывертов, без громкого поведения, но со своей
собственной нотой, и первый дал настоящий колорит Дона», - писал Владимир Короленко
в 1913 году.
В 1914
году рецензент журнала «Северные записки» справедливо сетовал:
«О Ф.
Крюкове нельзя писать без некоторого чувства обиды за этого талантливого
художника, до сих пор, к сожалению, мало известного широким кругам русских
читателей... Ф. Крюкова узнали только немногие, но зато те, которые узнали,
давно уже оценили писателя за его нежную, родственную любовь к природе и людям,
за простоту стиля, за его изобразительный дар, за меткий живописный язык... Он
пишет только о том, что знает, и никогда не впадает при этом в то
«сочинительство» дурного тона, которое ошибочно принимается некоторыми людьми
за подлинное художественное творчество».
☟
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2420/
</i>
Комментариев нет:
Отправить комментарий