<i><b>
░ Про Клавдию ШУЛЬЖЕНКО
</i></b>
<i>
Если
бы биографию Клавдии Ивановны нужно было изложить в десятке слов, можно было
написать так:
дала
более 500 концертов в блокадном Ленинграде.
₰
…Она
родилась 24 марта 1906 года в Харькове в семье бухгалтера управления железной
дороги. Иван Шульженко был знаменитостью не только улицы Владимирской, но и
всего района, который назывался Москалевкой. Когда отец начинал петь своим
красивым баритоном, со всей их улицы, да и соседних тоже, начинали
подтягиваться слушатели. А юная Клава в эти минуты очень гордилась тем, что
человек, которого так внимательно слушают – только ее папа! Еще больше
приходило в их двор народу, когда Иван Шульженко объявлял, что вечером
состоится не только концерт, но и небольшой спектакль, который разыгрывали отец
с матерью, их сын Коля, а также маленькая Клава. Тогда соседи приходили со
своими стульями, табуретками, лавками, а посередине двора ставили медную
кружку, в которую зрители кидали мелочь, чтобы у артистов был стимул к
творчеству.
₰
Когда
дочь была маленькая, спектакли разыгрывались в основном детские, по мотивам
сказок. Но в этих постановках было обязательное условие – по ходу действия
Клава исполняла две-три, а то и больше песенок. Если их не было «прописано» в
сценарии, отец их обязательно «включал» в постановку. Он мечтал о том, что дочь
станет певицей, а она была без ума от Веры Холодной и других актеров немого
кино, и считала, что петь сумеет каждая, а вот хорошей актрисой могут стать
считанные единицы.
В
Харькове был замечательный театр (напомню, что с 1919 года по июнь 1934 года
именно Харьков был столицей Украины, я об этом уже упоминал в рассказе о
Григории Плужнике). В нем служил прославленный режиссер Николай Николаевич
Синельников, который очень ревностно относился к формированию труппы. Но к 15
годам Клавдия уже пересмотрела весь репертуар театра и поклялась себе – через
два-три года я обязательно стану актрисой!
₰
Это
произошло еще раньше, спустя полтора года. Она пришла на просмотр и решила
исполнить песню «Розпрягайте, хлопцы, коней». Аккомпанировал ей 22-летний
заведующий музыкальной частью Исаак Дунаевский, который в то время жил в
Харькове. С тех пор их пути-дорожки время от времени пересекались, они
относились друг к другу с большим уважением.
Она
мечтала о театре, но отец твердо гнул свою линию. И чуть ли не насильно привел
ее за руку к профессору консерватории Никите Леонтьевичу Чемизову. Он учил ее
музыке, но однажды не выдержал, вздохнул: «Ты счастливая, у тебя голос
поставлен от природы, тебе нужно только развивать и совершенствовать его».
Тогда же Клавдия впервые осознала, что ее предназначение – петь.
₰
Чечеточник
и куплетист сразил наповал...
Шульженко
никогда не отказывалась ни от каких предложений выступить на сцене. Ей было все
равно, сколько в зале зрителей, 50, 100 или несколько тысяч. Впрочем, насчет
пятидесяти я, пожалуй, погорячился. Очень уж скоро она начала собирать полные
залы, а все потому, что всегда чутко прислушивалась к запросам слушателей,
пытаясь выстроить свой репертуар таким образом, чтобы у них не возникало
желание покинуть зал еще до того, как закончится концерт.
В
1928 году ее подкараулила первая любовь. Ее ровесник, одессит Владимир Коралли
(настоящая фамилия Кемпер) прибыл в Харьков на гастроли. Это был очень
одаренный человек. В 1918 году, когда вовсю бушевала Гражданская война, он
часто и много выступал в селах, городах, воинских эшелонах, получая вместо гонораров
то краюху хлеба, то кусок сахара. В середине 20-х годов он ездил с театрами
эстрады, вел концерты в качестве конферансье, бил чечетку, исполнял веселые и
сатирические куплеты.
И
вдруг врывается такая неземная комета таланта в Харьков, дает несколько
концертов. Город буквально «стоит на ушах». Тогда же и произошло знакомство
молодых людей, правда, мимолетное, не перешедшее в дружбу. А потом они
встретились вновь. И вдруг осознали, что не могут жить друг без друга. А дальше
все пошло, как в известной русской поговорке: «Куда иголочка, туда и ниточка».
Им
удалось самым чудесным образом сложить два своих потенциала и набирать заветные
очки на российской эстраде. 7 ноября 1930 года Коралли организовал в
Ленинградском театре эстрадную постановку «Карта Октября» с участием И.
Дунаевского, Н. Акимова, Л. Утесова. Это позволило ему сделать имя.
А
дальше было сотрудничество с джазом Якова Скоморовского и оркестром Алексея
Семенова. Здесь и раскрылся в полной мере многогранный талант Клавдии
Шульженко. А рождение сына Георгия только прибавило ей желания совершенствовать
мастерство пения.
Автор:
Юрий Москаленко
Полностью
читать http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-28729/
♥ ♬ ♫ ♥ ♪♪ ♪ ♥
▓ Клавдия Шульженко
Незабываемый концерт
http://www.youtube.com/watch?v=z7XaNZTgzVg
</i>
Комментариев нет:
Отправить комментарий