27 мар. 2014 г.

*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
<i><b>
    28 марта  1922 года умер Владимир Дмитриевич Набоков, политик, общественный деятель, отец великого писателя
</i></b>
<i>
ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ ЭПОХИ. ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ НАБОКОВ

«Старомодный либерал» - так называл Владимира Дмитриевича Набокова его сын, великий русский писатель Владимир Владимирович Набоков. Непременно добавляя при этом, что и он сам тоже старомодный либерал.

Набоков-старший был одним из лидеров главной русской либеральной партии начала 20-го века – партии кадетов или, как она называлась полностью, Конституционно-Демократической Партии, Партии народной свободы. Они выступали за конституционно-парламентарную монархию, демократические свободы, отмену всех сословных привилегий, равенство всех граждан, принудительное отчуждение помещичьих земель за выкуп, законодательное решение рабочего вопроса.

В Первой Государственной думе кадеты были самой многочисленной фракцией. Они же, кадеты, вместе со своими политическими союзниками пришли к власти в России в феврале 17-го года. Именно Владимир Дмитриевич Набоков составил исторический документ – Акт отречения Великого Князя Михаила Александровича, брата Николая II, в котором не исключалась возможность восстановления монархического строя, если на то будет воля Учредительного собрания.

Когда Великий Князь согласился подписать этот документ, это окончательно сделало легитимным Временное правительство. В нем Владимир Набоков занимал высокий пост управляющего делами. Едва ли есть его субъективная вина в том, что Временной правительство пало в октябре 17-го в результате большевистского переворота.

Тем более, что к октябрю Набоков формально уже не был членом Временного правительства, хотя делал все от него зависящее, чтобы объединить все демократические силы России для сопротивлению Ленину и большевикам, рвавшемся к власти.

После 25 октября Набоков пытался создать Комитет спасения родины и революции. Был арестован за то, что призвал граждан России голосовать против большевиков на выборах в Учредительное собрание. Три четверти избирателей вняли его призыву. Впрочем, Учредительное собрание, как известно, было силой разогнано большевиками в январе 18-го года. Набоков был избран его единственным депутатом-кадетом от Петроградской губернии. Но, возможно, он даже не узнал об этом, потому что наутро после освобождения из-под ареста 29 ноября 1917-го года Набоков прочел большевистский декрет, ставящий партию кадетов вне закона и предписывающий вновь арестовать ее руководителей, и немедленно выехал к семье в Крым.

 Это его спасло от гибели, в отличие от двух других видных лидеров кадетов – Федора Кокошкина и Андрея Шингарева, которые были тогда арестованы, и в январе 18-го года растерзаны пьяной матросней в Мариинской тюремной больнице.

В Крыму Набоков стал министром юстиции местного правительства, но вскоре, весной 19-го года уехал в эмиграцию.

22 марта 22-го года Владимир Дмитриевич Набоков геройски погиб в Берлине, пытаясь предотвратить покушение на лидера кадетов Николая Павловича Милюкова, который спасся от гибели ценой жизни старого друга и товарища по партии.
●●

З. Н. Гиппиус
 
Великий человек

     Большевики убили Набокова.

   Нет, нет, это не ошибка. Я знаю, что убийцы называются "монархистами". Но как бы им было ни угодно себя называть, монархистами или коммунистами, они, главным образом, убийцы. И это деление людей -- на убийц и не убийц -- для нашего времени самое правильное и единственно реальное.

   С этой точки зрения я и утверждаю, что Набокова убили большевики -- не монархисты, не коммунисты, не другие какие-нибудь "исты", а, прежде всего, -- убийцы.

   Убийцы ходят между нами, здесь, и хотя главный штаб их в России, -- Европа заражена убийством.

   Мы еще условно, привычно, разбираем: это правые, это левые. Но круг сомкнулся; по окружности есть еще, пожалуй, левее -- правее, а там, где круг сомкнулся -- есть только убийцы, даже один убийца, хотя по желанию и обстоятельствам он может надевать любую из двух масок: черную или красную.

   Но и в красной маске, и в черной -- он тот же убийца и только убийца.

   Для Красной Маски Набоков и Милюков -- были физически недосягаемы. И невыгодны. Не забудем, что Красная Маска любит, привыкла, убивать наверняка, без риска для себя, с чувством, с толком, с передышкой. Но в некоторые времена и покушение на убийство определенных лиц бывает выгодно, если его сделать под маской черной.

   Кто, в самом деле, вздумает отрицать такую несомненную вещь: ведь задержись Милюков и Набоков в России, в царстве большевиков, в главном штабе убийства, они уже давно были бы расстреляны. Именно давно, и притом без малейшего покушения, а наверняка, подобно тысячам других, даже менее нужных убийцам.

●●


  Картинки и портреты
https://www.google.ru/search?q=%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80+%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87+%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2&newwindow=1&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=yKssU63uGoG04ATss4GoAQ&sqi=2&ved=0CDYQsAQ&biw=1067&bih=517
</i>


Комментариев нет:

Отправить комментарий