<i><b>
✑ Крылатые
слова. И выражения тоже крылатые. ✈
</i></b>
<i>
СтароеЪ,
староеЪ… и не только московскоеЪ
</i>
<b>
❏ Казнь
египетская
</b>
<i>
Из
Библии. В Ветхом Завете (Исход, гл. 7—12) говорится о «казнях», то есть
наказаниях, которым Бог подверг Египет за отказ фараона освободить евреев из
плена: вода превратилась в кровь, случилось нашествие жаб, мошкары, разразилась
моровая язва.
Иносказательно:
разного рода мучения (преувеличенные).
А. П. Чехов (рассказ «Один из многих»):
«Отец
семейства вскакивает и потрясает кулаками.
—
Комары! это казнь египетская, инквизиция!»
</i>
•••
<b>
❏ Карамазовщина
</b>
<i>
Это
выражение, как понятие нарицательное, прозвучало уже в самом тексте романа «Братья
Карамазовы» Федора Михайловича Достоевского. Один из персонажей романа —
Ракитин в своем выступлении на суде презрительно говорит (ч. 4, кн. 12, гл. 2)
о «бестолковой карамазовщине, в которой никто себя не мог ни понять, ни
определить».
Широкое
распространение получило после выхода статей Максима Горького «О
«карамазовщине» и «Еще о «карамазовщине» (1913), в которых этот писатель резко
протестовал против постановки в Московском Художественном театре романов
Достоевского «Бесы» и «Братья Карамазовы».
Горький
трактовал «карамазовщину» как крайнюю степень безответственности и цинизма
(«всё позволено»).
</i>
•••
<b>
❏ Карась-идеалист
</b>
<i>
Название
сатирической сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, который таким
образом решил описать тип идеалиста-общественного деятеля.
Карась-идеалист
верит в добро, любовь, всеобщее счастье и необходимость гражданского чувства.
Уверен, что и щука его не съест — надо только ей всю «правду выложить». И,
встретившись однажды со щукой, начинает убеждать ее, что все рыбы должны
плавать свободно, жить в согласии, жить своим трудом, в том числе и щука. И,
надеясь ее окончательно урезонить, карась задает ей вопрос: «Знаешь ли ты, что
такое добродетель?» Щука «разинула рот от удивления. Машинально потянула она
воду и, вовсе не желая проглотить карася, проглотила его».
В
сборнике сатирических очерков «Благонамеренные речи» Салтыков-Щедрин писал:
«Горе «карасям», дремлющим в неведении, что провиденциальное их назначение
заключается в том, чтобы служить кормом для щук, наполняющих омут жизненных
основ».
Иронически
о человеке, ставшем жертвой своего, своих иллюзий.
</i>
Комментариев нет:
Отправить комментарий