19 мар. 2014 г.

<i><b>
░    О ФРЕДЕРИКЕ ЖОЛИО КЮРИ
</i></b>
<i>
И. Г. Эренбург, "Фредерик Жолио-Кюри"

Государственное издательство политической литературы, Москва, 1958 г.
OCR Biografia.Ru


В августе 1958 года, вернувшись из Парижа после похорон Жолио-Кюри, я нашел на столе письмо от Б. С. и Л. Н. Хижняк. Он — экскурсовод на Сельскохозяйственной выставке, она — бухгалтер одного из научно-исследовательских институтов. Они писали мне, что в день смерти Жолио-Кюри у них родился первенец и что они ему дали имя Фредерик.

В тот же печальный день в Париже у француженки Катрин Варлен родился сын, и, как Лидия Хижняк, она его назвала Фредериком. Вряд ли эти женщины изучали проблемы нейтронов, искусственной радиоактивности, ядерных реакторов, но они знали, что все люди на земле, которые хотят мира, свободы, счастья, потеряли большого друга.

Два мира теперь живут рядом, порой в одном городе, на одной улице, близкие и чужие; у них разные интересы, разные радости, разное горе. Фредерика Жолио-Кюри оплакивали все. Может быть, слезы одних были горячее, сердечнее, но никто не осмелился нарушить общую скорбь. Одни оплакивали человека с большим сердцем, борца за достоинство простых людей, защитника мира; другие вспоминали научные открытия, перечисляли труды. У Фредерика Жолио-Кюри при жизни было много недоброжелателей, хотя он был добрым и общительным человеком (неприязнь к нему объяснялась политической борьбой). 14 августа 1958 года споры вокруг него затихли: все поняли, что нельзя отделить одну сторону его жизни от другой и что умер большой человек нашего века.

В декабре 1948 года Жолио-Кюри, бывший тогда Верховным комиссаром по атомной энергии, закончил работы по созданию первой атомной установки. Атомная энергия, выделяемая созданным Жолио-Кюри реактором, предназначалась для мирных целей, и ученый назвал ее «Зоэ», что означает по-гречески «жизнь». 15 декабря он отправил председателю Совета министров телеграмму: «Счастливы сообщить, что сегодня в 12 часов 12 минут первый французский атомный реактор вступил в действие». На следующий день газета «Нью-Йорк геральд трибюн» писала: «Вчера в 12 часов 12 минут окончилась американская монополия на атомную энергию». Американский журнал «Тайм» назвал научную работу Жолио-Кюри «коммунистической» и уверял, что она «чревата опасностями».

23 апреля 1949 года по инициативе Жолио-Кюри в Париже собрался первый Всемирный конгресс сторонников мира. Выступая на нем, Жолио-Кюри сказал: «Ученые, понимая свою ответственность, не могут бездействовать». Газета «Орор» обратилась к главе правительства с требованием: «От вас ждут прежде всего увольнения господина Жолио-Кюри». Эта газета повторила слова американских государственных деятелей. 28 апреля 1950 года глава французского правительства Жорж Бидо снял Жолио-Кюри с поста Верховного комиссара по атомной энергии.

После смерти Жолио-Кюри «Тайм» посвятил ему прочувствованный некролог. Газета «Орор» писала: «Скончался ученый, которого каждый француз назовет гордостью Франции». Французское правительство постановило устроить ему национальные похороны — обычно этой почести удостаиваются государственные деятели и полководцы.

▪▪▪▪▪▪

Во дворе древней Сорбонны перед часовней XVII века, между памятниками Гюго и Пастера, был установлен катафалк. Длинное трехцветное знамя спадало с фронтона часовни на гроб. Стояли, как статуи, солдаты республиканской гвардии в своих архаических шлемах с конскими хвостами. Стояли министры и послы, академики и сенаторы. Стояли члены ученого совета Сорбонны в алых тогах, отороченных горностаем. Франция отдавала почести великому ученому — не губернатору одной из своих колоний, а коммунисту, не маршалу, а председателю Всемирного Совета Мира, и об этом нельзя было промолчать даже в официальных речах. Министр народного просвещения Бертуань говорил: «Ощущение человеческой общности, сказавшееся в его научных работах, привело его к той идеологии, в которой он видел залог мира». Верховный комиссар по атомной энергии Франсис Перрэн сказал: «Он был глубоко озабочен общественными проблемами, обеспокоен за судьбы мира и счел своим долгом отдать часть своих сил на ту борьбу против угрозы войны, которая представлялась ему наиболее действенной. Своим авторитетом он подкрепил Движение сторонников мира, став его всемирным председателем».

А потом уехали министры, ушли гвардейцы в медных шлемах. В предместье Парижа Со возле кладбища собрались друзья и товарищи Жолио-Кюри, сторонники мира, студенты, слушавшие его лекции, лаборанты, рабочие, служащие, домашние хозяйки — простые люди Франции. День был грозовой, и под ливнем шли и шли люди; многие плакали; рядом с тяжелыми, парадными венками лежали скромные цветы садов и палисадников Франции. Жолио-Кюри умер в тревожные, смутные дни; и французский народ знал, что потерял защитника, друга, ученого, знаменитого во всем мире, и товарища, близкого, своего, того, кто был с народом и в радостях, и в невзгодах.

   Полностью читать  http://www.biografia.ru/arhiv/zoliokuri.html

   Картинки
https://www.google.ru/search?q=%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA+%D0%B6%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BE+%D0%BA%D1%8E%D1%80%D0%B8&newwindow=1&sa=N&tbm=isch&tbo=u&source=univ&ei=G6IoU921LdCv4QTi9IHACQ&ved=0CCMQsAQ4Cg&biw=1067&bih=517

</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий