11 мар. 2014 г.

<i><b>
░   Светлой памяти человека, которого с каждым годом не хватает всё больше ГРИГОРИЯ ГОРИНА
</i></b>
**********************************************************************************
<i>
Григорий   Горин предлагает   читателям   "Газеты.Ru» придуманную им
интерактивную игру. Он рассказывает историю, а вы решаете - правда это или
вымысел.


Эту историю я слышал в Ялте примерно в году 1970-м на семинаре молодых
писателей, одним из руководителей которого был наш прославленный писатель и
знаток литературы В.Б.Шкловский.

     -- А знаете ли, молодые люди, -- сказал нам как-то Виктор Борисович,
-- что убийца Пушкина и Алексей Максимович Горький встретились? И не просто
встретились, а вступили в конфликт, переросший в дуэль.  Мне об этом
поведал сам Алексей Максимович.  Хотя и неохотно.  Очевидно, ему не очень
нравилось вспоминать этот эпизод собственной биографии.

     Так вот, Виктор, говорил мне Горький, -- говорил нам Виктор Борисович,
наседая на о!  и как бы показывая произношение Алексея Максимовича, -- как
вы знаете, убийца Пушкина Жорж Дантес прожил довольно долгую и благополучную
жизнь.  Монархист, реакционер, аристократ, барон де Геккерен свою глубокую
старость встретил, окруженный многочисленной родней и почитателями.  Да,
дорогой!

     Очень большая часть общества (и не только французы!) считала, что этот
Жорж в конфликте с Пушкиным поступил достойно, защищая честь влюбленной в
него Натали и пытаясь утихомирить неоправданный взрыв ревности обманутого
мужа (достоверно доказано, что Дантес позже встречался с Натали и ее мужем
Ланским и благородно вернул Натали все компрометирующие ее письма). 

     Меня же лично, дорогой Виктор Борисович, все это раздражало.  Я был
молодой поэт (хотя считался прозаиком, но стихи писать любил более, чем
прозу), и имя Пушкина, как и его моральный облик, было для меня свято.

     Вдруг, представляете, во время первой своей недолгой поездки в Европу
(примерно в 1895-м), в городке под Парижем, в ресторане, меня знакомят с
высоким, строго одетым старичком, почетным сенатором.  Знакомьтесь, мол,
месье барон, это -- популярный русский писатель, Максим Горький!

Он так чуть улыбнулся, и руку мне протягивает. Я говорю: "Извините, господин хороший, но
руку, убившую величайшего русского поэта, я пожать не могу!" Я это тихо
сказал и по-русски.  Переводчик мой, Андре, смутился, но Дантес, видно, и
по-русски кое-что помнил.

Он вскочил и зло ответил (по-французски, но мне перевели): мол, вы -- глупый и невоспитанный молодой человек! А что касается моей руки, то она не убивала, а защищала честь. И может это сделать в любом возрасте!    Мне тоже, знаете ли, тут вожжа под хвост, кричу: я хоть и не
дворянин и дуэли ваши считаю барской глупостью, но, как говорится, всегда к
вашим услугам, месье! Мой адрес -- такой-то!

     И ушел в гостиницу ждать секунданта. Ночь не спал. Не то чтоб боялся,
все-таки и в тюрьме сидел, и с босяками в драках ножичками баловался, но
ощущение перед дуэлью, да еще перед такой, оно как бы особое.

     Только под самое утро задремал. Проснулся от стука в дверь. Входит мой
переводчик Андре (он вообще-то наш, русский Андрей, но офранцузился,
поскольку жил там долго) и передает послание от Дантеса.

Мол, уважаемый господин Горький, я не был с Вами знаком, было взбешен и, несмотря на
разность в возрасте и положении, готов был немедленно наказать Вас за дерзость.  Но тут мои русские друзья дали мне ознакомиться с  вашими сочинениями,  которые привели меня в  истинный восторг. Особенно стихи! Даже в переводе  они звучат столь чарующе,  что я  заколебался  и  понял, что  не могу  лишить  русскую поэзию  ее  восходящего  солнца!
В  связи  с этим  наш конфликт  прошу считать исчерпанным! Ваш Жорж Дантес.

     Честно  скажу,  я  растерялся.  С одной стороны  звучало  как насмешка.
Какое я, к черту,  "солнце" рядом с Пушкиным? А с другой  -  может, ему мои
стишки и в самом деле очень понравились?! Но что есть тогда комплимент поэту
от убийцы Пушкина?

     Дня   два  я  мучился,  потом  решил,   как   поступить:  записку  эту,
хвалебно-позорящую,  порвал.  И  с той  поры  -- стихи  писать бросил,  что и
считаю своим вкладом в великую русскую поэзию.

▪▪▪▪▪▪

Григорий Горин о себе:

Насколько мне не изменяет память, я родился в Москве 12 марта 1940 года ровно в двенадцать часов дня. Именно в полдень по радио начали передавать правительственное сообщение о заключении мира в войне с Финляндией. Это известие вызвало, естественно, огромную радость в родовой палате. Акушерки и врачи возликовали и некоторые даже бросились танцевать. Роженицы, у которых мужья были в армии, позабыв про боль, смеялись и аплодировали. И тут появился я. И отчаянно стал кричать…

Не скажу, что помню эту сцену в деталях, но то странное чувство, когда ты орешь, а вокруг все смеются – вошло в подсознание и, думаю, в какой-то мере определило мою судьбу…

Писать я начал очень рано. Читать – несколько позже. Это, к сожалению, пагубно отразилось на моем творческом воображении. Уже в семь лет я насочинял массу стихов, но не про то, что видел вокруг, скажем, в коммунальной квартире, где проживала наша семья, а, в основном, про то, что слышал по радио. Радио в нашей квартире не затихало. По радио шла холодная война с империалистами, в которую я немедленно включился, обрушившись стихами на Чан-Кай-ши, Ли-сын-мана, Адэнауэра, Де Голля и прочих абсолютно не известных мне политических деятелей. Нормальные дети играли в казаков-разбойников или боролись во сне со Змеем Горынычем. Я же вызывал на смертный бой НАТО и Уолл-стрит!..

Воротилы Уолл-стрита,
Ваша карта будет бита!
Мы, народы всей земли,
Приговор вам свой произнесли!..
и т.д.

Почему я считал именно себя «народами всей земли», даже и не знаю.

▪▪▪▪▪▪

   Теряя деньги, приобретаешь опыт; теряя жену, приобретаешь свободу; теряя здоровье, приобретаешь удовольствия… Но нельзя терять надежду; теряя надежду, теряешь все!

   Русские долго запрягают, но потом никуда не едут. Просто запрягают и распрягают, запрягают и распрягают. Это и есть наш особый путь.

    — Говорят, юмор жизнь продлевает…
- Это тем, кто смеется, жизнь продлевает, а тем, кто острит — укорачивает.

    Голова — предмет тёмный и исследованию не подлежит.

   Из всех игр, в которых я когда-либо набил руку, жизнь — самая азартная.

</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий