23 июн. 2014 г.


<i><b>
Поздравляю талантливую и умную Генриетту ЯНОВСКУЮ!
</i> </b>
<i>
Кама Гинкас — Генриетта Яновская

КУСОК ИЗ КНИГИ


Эта книга рождалась пять лет. Теперь можно совершенно точно сказать — рождалась она из любви. Любви удивительного театрального критика Натальи Казьминой к Театру Камы Гинкаса и Генриетты Яновской. Любви и безмерного уважения их —к ней, как чуть ли не к единственной, достойно, ярко и уникально существующей в пространстве своей профессии. Книга, с Божьей помощью, будет напечатана, а вот Наташи Казьминой осенью 2011 года не стало…



“Когда из издательства последовало предложение написать книгу, мы выбрали Наташу едва ли не случайно и не ошиблись. Расшифровывая диктофонные записи, редактируя, шлифуя, выстраивая тексты, Наташа замечательно переводила нашу частную болтовню, диалоги — монологи, иногда более, иногда менее глубокие, в какое-то свое объективно-субъективное ощущение нас обоих и нашего времени. По книге ясно, насколько она нам близка и при этом способна отстраняться, сохранять дистанцию. Яркий, оригинальный литератор, она как будто бы добровольно самоустранялась, как посредник, заботилась о сохранении стиля, ритмов, лексики, даже пунктуации нашей речи. Три части книги придуманы ею замечательно. Первая должна быть озаглавлена — “Иллюзия театра”, вторая — “Иллюзия жизни”, третья — “Без иллюзий”. Она и название предложила:

“Жизнь прекрасна по Гинкасу и Яновской”.

Кама Гинкас


“Замолчи, жидовка!”

30 сентября 2007 года. В театре

За дверью кабинета слышен гул публики. Первый звонок, скоро начнется спектакль.

– Какой сегодня спектакль?

“Иванов и другие”.

– Как идет? Я давно его не видела. Спектаклю уже лет пятнадцать?

Гета. Семнадцать! (Молчание). История с “Ивановым” очень смешная. Я же начинала делать спектакль без художника. Бархин категорически отказался оформлять Чехова: “Да ну его! Это ж надо делать кабинет, гостиную Не хочу. Ты же меня знаешь столько лет”. А я не просила кабинет, я просила, чтобы было душно и одновременно сквозило. А потом прошло время, Сережа где-то встретил Каму и спросил: “Ну что, нашла она кого-нибудь? “Нет”. И Бархин вернулся.

Длинная пауза.

Про что мы говорили? Ах да.

Я помню, как я услышала первое выступление Горбачева. Про человеческий фактор, про демократические ценности, свободу слова Я тогда ставила спектакль “Летят перелетные птицы” в Театре Маяковского. И на репетиции, когда у меня были Игорь Костолевский, Андрей Болтнев, Аллочка Балтер, Николай Николаевич Волков, я им сказала: “Ребята, поймите! Если то, что он говорит, хотя бы на десять процентов правда, и если его не снимут в ближайшее время, искусство очень скоро будет востребовано”. “Это в каком же смысле?” — спросили они.

Невозможна научно-техническая революция без нас, гуманитариев. Мы даем людям широту взглядов, мы размываем границы, соединяем науки, помогаем преодолеть инерцию, совершить открытия в пограничных зонах. Только мы даем эту свободу взгляда. Но актеры, к которым я обращалась, были и так востребованы и не очень поняли, отчего я так возбудилась (смеется).

Это был 1987 год. Тогда же, в конце 1980-х, мы пошли в гости к Лунгиным, и я помню, как Лиля и Сима говорили, что это конец коммунистического строя, а я вообще не понимала, о чем это они. Как это может быть? Они не знают, что говорят! Или что-то другое имеют в виду? Потом я поняла, что они правы. Но не было же мысли, что все это сможет когда-нибудь рухнуть. Даже четверти мысли не было! Эту власть можно было только не учитывать и жить самому по себе. Она казалась вечной. А когда началась перестройка, было невероятно поверить, что она вот-вот рухнет.

Я помню счастье тех трех августовских дней. Это были, наверное, три самых счастливых дня моей жизни. Потом был расстрел Белого дома в 1993-м, и началось умирание надежды, когда вранье опять стало входить в норму и закон нашей жизни. Не могу забыть: вижу по телевидению большую передачу, где Марк Захаров со своими артистами рассказывают, как они защищали Белый дом, хотя я что-то не видела их там. Я видела Игоря Квашу с женой, других, может быть, менее известных актеров, чем из Ленкома, но что-то не помню, чтобы они кричали об этом по телевизору. Трое суток Игорь простоял, охраняя Белый дом, и у него в подчинении была актерская команда из разных московских театров.



⋱⋱⋱   ⋰⋰⋰
Читать полностью http://magazines.russ.ru/vestnik/2012/34/g35.html
</i>


Комментариев нет:

Отправить комментарий