19 июл. 2014 г.

*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
<i><b>
     В этой жизни помереть не трудно

Тринадцатый апостол
</i></b>

<i>
В предсмертной записке, написанной накануне финального выстрела в своей квартире на Лубянке, он очень просил не сплетничать. Просил устроить сносную жизнь его семье — «Лиле Брик, маме, сестрам и Веронике Витольдовне Полонской». Обращался к правительству, объяснял, что «любовная лодка разбилась о быт...».


Полонская, молодая актриса и единственная свидетельница самоубийства Маяковского, была на тот момент супругой мхатовского актера и режиссера Михаила Яншина, Лиля Юрьевна путешествовала с бывшим мужем Осипом по Европе. К просьбе не сплетничать правительство отнеслось «с пониманием» — на следующий день после гибели поэта его последнее письмо появилось в газетах рядом с сообщением о самоубийстве.

▫ ▪
▫ ▪

«МНЕ И РУБЛЯ НЕ НАКОПИЛИ СТРОЧКИ, КРАСНОДЕРЕВЩИКИ НЕ СЛАЛИ МЕБЕЛЬ НА ДОМ»

С тех пор прошло 83 года, и нет в русской литературе второго поэта и писателя, вокруг которого громоздилось бы столько сплетен, досужих домыслов, болезненных фантазий, глупостей, вранья. Кстати, свою странную посмертную славу Владимир Владимирович, как это часто бывает, напророчил:

Убьете,
похороните —
выроюсь!
Об камень обточатся зубов ножи еще!
Собакой забьюсь под нары казарм!
Буду,
бешеный,
вгрызаться в ножища,
пахнущие потом и базаром.

Чего-чего, а пота и базара вокруг Маяковского хватает. Это при том, что человеком он был маниакально-гигиеничным — без резиновой складной ванны из дому не выходил, при любой возможности тщательно мыл руки с мылом, к перилам не притрагивался, от рукопожатий уклонялся.

Владимир Маяковский (третий слева) в кругу друзей-футуристов: Алексея Крученых, Давида Бурлюка, Николая Бурлюка и Бенедикта Лившица, Москва, 1911-1913 годы

Если
мальчик
любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
очень милый,
поступает хорошо.

Отец поэта Владимир Константинович, работавший лесничим, умер от заражения крови — укололся ржавой иголкой, сшивая бумаги, и отцовская смерть произвела неизгладимое впечатление на юного Володю. Правда, женщин Владимир Владимирович любил: как заметил кто-то из его современников — «абсолютно всех женщин», так далеко страсть поэта к гигиене не простиралась.

Маяковский вообще был человеком уникальных парадоксов. Легко и стремительно шел на физический контакт с любой понравившейся барышней, но мужчинам руки не пожимал, в стихах с упоением плевался в лицо, но боялся смерти от инфекции. Боялся смерти, но выкуривал до 100 папирос в день.

Владимир Маяковский, Эльза Триоле, Раиса Кушнер и Лиля Брик в Германии на курорте Нордернее, 1923 год
Очень просил не сплетничать, но был настоящим ньюсмейкером, причем зачастую самого низкого разбора — о лямур де труа Бриков и Маяковского не судачил только ленивый.

Клеймил обывателей с их канарейками и прозаседавшихся с их покупкой чернил, но крайне серьезно подходил к выбору цвета при покупке автомобиля. Пенял Горькому, спрятавшемуся на Капри, что не видно его «на стройке наших дней», сам же месяцами разъезжал по свету со списком необходимых покупок для Лили.

Северянина называл «сереньким перепелом», Есенина — «коровой в лаечных перчатках», призывал с «белого барина» Шаляпина сорвать «народного артиста красный венок», когда же казнили Гумилева, ни строкой не откликнулся. Но откликнулся на смерть товарища Нетто, парохода и человека.

Боготворил Лилю Брик, но звал Татьяну Яковлеву на «перекресток своих больших и неуклюжих рук». В предсмертном письме просил: «Лиля — люби меня», но за пять минут до самоубийства умолял Веронику Полонскую ради него бросить Яншина и театр. Единственную дочь поэту родила американская гражданка Элли Джонс, девочку свою он видел лишь однажды, зато написал много стихов для мальчиков.

Лиля Юрьевна была строгой музой. «Страдать Володе полезно, — считала она. — Он помучается и напишет хорошие стихи»

Если мальчик
любит труд,
тычет
в книжку
пальчик,
про такого
пишут тут:
он
хороший мальчик.

Надо сказать, сам Владимир Владимирович тыкать в книжку пальчик не любил. Читал мало, театром, кино, музыкой и живописью особенно не интересовался (хотя снимался в кино и сочинял пьесы), к наукам был равнодушен, писал с ошибками, знаки препинания игнорировал. Собственно, его знаменитая лесенка родилась из мучительных попыток интонировать на письме при полном не­зна­нии пунктуации.

Возлюбленная поэта Мария Денисова, которой поначалу посвящалось «Облако в штанах». «Мария! Имя твое я боюсь забыть, как поэт боится забыть какое-то в муках ночей рожденное слово». После знакомства с Лилей Маяковский перепосвятил поэму ей

Славьте меня!
Я великим не чета.
Я над всем, что сделано,
ставлю «nihil».
Никогда
ничего не хочу читать.
Книги?
Что книги!

Ну, и многие, наверное, еще со школы помнят торжественное: «Мне и рубля не накопили строчки, краснодеревщики не слали мебель на дом, и, кроме чисто вымытой сорочки, скажу по совести — мне ничего не надо».

Если по совести, то Маяковский зарабатывал до 12 тысяч в год — для сравнения годовой доход квалифицированного промышленного рабочего составлял тогда рублей 900. А вот насчет «не накопили» — чистая правда. За ночь в карты Владимир Владимирович мог просадить столько, сколько промышленному рабочему хватило бы на месяцы безбедной жизни. Главный же парадокс Маяковского заключается в том, что, добровольно зачислив себя в слуги советской власти, служить, а особенно прислуживать, он не мог в силу своих природных особенностей. Именно этот парадокс станет для поэта роковым.

 ▫ ▪                
 ▫ ▪                

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
►►   Продолжение следует…
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
  Фотопортреты
https://www.google.ru/search?q=%D0%BC%D0%B0%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&newwindow=1&es_sm=122&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=7YnJU4CQGMrjywO32YLoAw&ved=0CAgQ_AUoAQ&biw=1011&bih=697
</i>



Комментариев нет:

Отправить комментарий