<i>
<b>░ Из
московских журналов ЪЪЪ сто и более лет Ъ тому назад Ъ </i>
</b>
<i>
ИСТОРИЧЕСКИЕ
СЮЖЕТЫ
✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
Любопытные истории из
жизни великих композиторов
░ ░
░
Бах и Маршан. История
несостоявшейся дуэли
Игра французского
органиста Луи Маршана настолько восхитила немецкую публику, что все твердили,
что он затмил собой всех немецких исполнителей. Но тут до короля дошли слухи о
музыканте Бахе из Веймара, искусство которого якобы являлось вершиной
мастерства. Иоганн Себастьян был вызван в Дрезден и допущен слушателем на
концерт при дворе.
На концерте Маршан
сел за клавесин и выступил с одной из французских арий, дополняя ее
блистательными вариациями. Публика разразилась громкими аплодисментами.
После выступления
Баха пригласили опробовать клавир. Он сел за клавиши, и зал замер в удивлении:
Иоганн Себастьян начал играть ту же композицию, что исполнял Маршан. Бах
услышал ее в первый раз в жизни, что не помешало ему безошибочно повторить все
вариации французского органиста и добавить собственных — более сложных и
искусных.
Историк Фридрих
Марруг писал: «Маршан, который до сих пор не встречал среди органистов себе
равных, был вынужден признать несомненное превосходство своего нового
соперника, ибо, когда Бах взял на себя смелость пригласить его к состязанию в
игре на органе и набросал на листке бумаги тему для импровизации, господин
Маршан не только не явился в назначенное время к месту состязания, но счел
благоразумным удалиться из Дрездена».
Таким образом,
творческая дуэль так и не состоялась. Маршан отбыл из Дрездена ранним утром.
Победа без состязания была присуждена Баху, что, правда, нисколько не
отразилось на общем положении Баха. Дрезден по-прежнему продолжал упиваться
иностранными талантами и тратить на них огромные деньги, а милостиво отпущенное
Баху вознаграждение не дошло до него, застряв в карманах дворцовых чиновников.
Последнее
произведение Моцарта
Год выдался тяжелым:
Моцарт страдал от безденежья и долго болел. Однажды в дверь постучался
незнакомец, одетый во все черное.
— Я пришел к вам,
сударь, по поручению очень важного лица. Лицо это не желает, чтобы имя его было
известно.
— Пусть будет так.
Чего же он хочет? — ответил Моцарт.
— Он только что
потерял близкого человека. Он желает каждый год отмечать годовщину смерти
церковной службой и просит написать для этой цели реквием. Вложите в это дело
весь свой талант, вы имеете честь работать для большого знатока музыки, —
сказал незнакомец и удалился.
Идея создания
реквиема глубоко захватила Моцарта. Он работал с невероятным увлечением. Вот
только состояние здоровья композитора становилось все хуже. «Видно, для самого
себя пишу я этот Реквием», — не раз говорил он жене и друзьям. Странная
таинственность незнакомца только усугубляла положение и действовала угнетающе
на возбужденное воображение композитора.
Когда Моцарта зашли
навестить друзья, они были потрясены его болезненным видом и уговорили отложить
работу и лечь в постель. Он согласился при условии: друзья сейчас же исполнят
для него готовые части Реквиема. А своему любимому ученику Зюсмайеру Моцарт стал
давать необходимые указания по завершению Реквиема.
Около часа ночи
Моцарт скончался.
Позже загадочная
история с таинственным заказом объяснилась просто. Граф Франц фон Вильзег цу
Штуппах, большой любитель музыки, желал во что бы то ни стало прослыть композитором.
С этой целью он заказывал талантливым музыкантам композиции, переписывал их и
выдавал за собственные.
Потеряв жену, граф
решил почтить ее память исполнением Реквиема. С этой целью он послал к Моцарту
своего управляющего, который и вел разговор с композитором. Желанием присвоить
сочинение великого Моцарта и объяснялась таинственность переговоров.
Тело Моцарта было
погребено в общей могиле, где хоронили бедняков, бездомных бродяг и
преступников. Много лет спустя была сделана попытка отыскать останки великого
композитора. Но безрезультатно.
Ныне на венском
кладбище можно увидеть прекрасный памятник Моцарту. Но праха великого
композитора под ним нет.
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
Фотографии и портреты
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
</i>
Комментариев нет:
Отправить комментарий