29 июл. 2014 г.

<i> <b>       Из московских журналов ЪЪЪ сто и более лет Ъ тому назад Ъ     </i> </b>  
<i>
  ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ

□ ▪

Любопытные истории из жизни великих композиторов

        

Бах и Маршан. История несостоявшейся дуэли

Игра французского органиста Луи Маршана настолько восхитила немецкую публику, что все твердили, что он затмил собой всех немецких исполнителей. Но тут до короля дошли слухи о музыканте Бахе из Веймара, искусство которого якобы являлось вершиной мастерства. Иоганн Себастьян был вызван в Дрезден и допущен слушателем на концерт при дворе.

На концерте Маршан сел за клавесин и выступил с одной из французских арий, дополняя ее блистательными вариациями. Публика разразилась громкими аплодисментами.

После выступления Баха пригласили опробовать клавир. Он сел за клавиши, и зал замер в удивлении: Иоганн Себастьян начал играть ту же композицию, что исполнял Маршан. Бах услышал ее в первый раз в жизни, что не помешало ему безошибочно повторить все вариации французского органиста и добавить собственных — более сложных и искусных.

Историк Фридрих Марруг писал: «Маршан, который до сих пор не встречал среди органистов себе равных, был вынужден признать несомненное превосходство своего нового соперника, ибо, когда Бах взял на себя смелость пригласить его к состязанию в игре на органе и набросал на листке бумаги тему для импровизации, господин Маршан не только не явился в назначенное время к месту состязания, но счел благоразумным удалиться из Дрездена».

Таким образом, творческая дуэль так и не состоялась. Маршан отбыл из Дрездена ранним утром. Победа без состязания была присуждена Баху, что, правда, нисколько не отразилось на общем положении Баха. Дрезден по-прежнему продолжал упиваться иностранными талантами и тратить на них огромные деньги, а милостиво отпущенное Баху вознаграждение не дошло до него, застряв в карманах дворцовых чиновников.


Последнее произведение Моцарта

Год выдался тяжелым: Моцарт страдал от безденежья и долго болел. Однажды в дверь постучался незнакомец, одетый во все черное.

— Я пришел к вам, сударь, по поручению очень важного лица. Лицо это не желает, чтобы имя его было известно.
— Пусть будет так. Чего же он хочет? — ответил Моцарт.
— Он только что потерял близкого человека. Он желает каждый год отмечать годовщину смерти церковной службой и просит написать для этой цели реквием. Вложите в это дело весь свой талант, вы имеете честь работать для большого знатока музыки, — сказал незнакомец и удалился.

Идея создания реквиема глубоко захватила Моцарта. Он работал с невероятным увлечением. Вот только состояние здоровья композитора становилось все хуже. «Видно, для самого себя пишу я этот Реквием», — не раз говорил он жене и друзьям. Странная таинственность незнакомца только усугубляла положение и действовала угнетающе на возбужденное воображение композитора.

Когда Моцарта зашли навестить друзья, они были потрясены его болезненным видом и уговорили отложить работу и лечь в постель. Он согласился при условии: друзья сейчас же исполнят для него готовые части Реквиема. А своему любимому ученику Зюсмайеру Моцарт стал давать необходимые указания по завершению Реквиема.

Около часа ночи Моцарт скончался.

Позже загадочная история с таинственным заказом объяснилась просто. Граф Франц фон Вильзег цу Штуппах, большой любитель музыки, желал во что бы то ни стало прослыть композитором. С этой целью он заказывал талантливым музыкантам композиции, переписывал их и выдавал за собственные.

Потеряв жену, граф решил почтить ее память исполнением Реквиема. С этой целью он послал к Моцарту своего управляющего, который и вел разговор с композитором. Желанием присвоить сочинение великого Моцарта и объяснялась таинственность переговоров.

Тело Моцарта было погребено в общей могиле, где хоронили бедняков, бездомных бродяг и преступников. Много лет спустя была сделана попытка отыскать останки великого композитора. Но безрезультатно.

Ныне на венском кладбище можно увидеть прекрасный памятник Моцарту. Но праха великого композитора под ним нет.

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
Фотографии и портреты
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий