29 сент. 2014 г.

<b>
 ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ  

Календарь  </b>
<u>
1916 — Я. И. Нагурский (Jan Nagórski) на гидросамолёте М-9 выполнил «мёртвую петлю».
</u>
Первым в России, да и в мире, полярным летчиком был поляк. Именно Ян (в русском произношении Иван) Нагурский первым поднял самолет в арктическое небо, первым сделал мертвую петлю на гидросамолете. В 1918 году уехал на родину и "всплыл" только в 1956 году, когда услышал на лекции, что летчик Нагурский погиб еще в 1917 году.

Лишь тогда он громко заявил: "Да я же жив!"
 <u> </u>
Можно сказать, у него было две судьбы: одна — героя арктических полетов, первопроходца русской полярной авиации, а вторая — простого, незаметного польского обывателя… Ян Иосифович Нагурский по праву считается первым в мире арктическим летчиком. Родился первый полярный ас в польском Влоцлавеке 27 января 1888 года в семье местного мельника. Семья была зажиточной и имела возможность дать развитому не по годам отроку неплохое по тем временам образование.

6 августа 1909 года после окончания Одесского юнкерского пехотного училища Ян Нагурский получил звание подпоручика и назначение в 23-й Сибирский стрелковый полк, расквартированный в Хабаровске. В конце 1910 года юный офицер подал рапорт на поступление в Высшее морское инженерное училище и продолжил обучение в Санкт-Петербурге.

Крайне вдохновленный демонстрационными полетами Сергея Уточкина, тогдашнего популяризатора авиации, с начала 1911 года Нагурский прошел курс обучения в Императорском всероссийском аэроклубе в Новой Деревне. Как гласят официальные биографии Нагурского, в июне 1912 года он поступил в Гатчинскую офицерскую воздухоплавательную школу. В следующем 1913 году получил звание военного летчика.

Однако он решил заняться и наукой. Одновременно с авиационной подготовкой, в июле 1913 года, Нагурский успешно защитил диплом морского инженера и был назначен в Главное гидрографическое управление. И с этого, пожалуй, начинается его судьба как полярного летчика.

•••
•••

21 мая 1914 года Нагурский лично выехал в Париж на Завод Фармана для приемки самолета. Кроме того, он посетил Завод Рено, где был изготовлен авиадвигатель мощностью около 80 лошадиных сил. Самолет был снабжен поплавками для взлета и посадки на воду, способен поднимать груз в 300 килограммов и развивать скорость до 100 километров в час. Запаса топлива на борту должно было хватить на пять или шесть часов полета. Правда, нанять грамотного французского техника для обслуживания самолета у него не вышло: никто не согласился, всех пугала перспектива попасть на неизведанный Крайний Север.

Правда, в Александровске-на-Мурмане (ныне Полярный), когда самолет в разобранном виде был уже доставлен туда, к Нагурскому присоединился опытный авиатехник морской авиации Евгений Кузнецов, матрос-доброволец, прибывший из Севастополя.

Самолет был собран Нагурским и Кузнецовым на берегу Новой Земли у становища Ольгинского при помощи членов экипажа судна "Печора". Сборка заняла два дня. И 21 августа 1914 года Ян Нагурский взлетел над полярными широтами в первый раз (между прочим, в первый раз в мире!), сделал несколько кругов и приводнился. Не теряя времени, Нагурский погрузил на борт продовольствие на десять дней, винтовку, лыжи и вместе с Кузнецовым вновь взлетел. Позже Нагурский писал в своих воспоминаниях:

"Перед нами открывались все более красивые виды. Направо находился остров с грядами островерхих хребтов и спускавшимися по ним ледниками, налево — белый океан, на котором кое-где виднелись темные пятна открытой воды… Сознание, что я первый человек, поднявшийся на самолете в этом суровом краю вечной зимы, наполняло радостью и беспокойством, мешало сосредоточиться!"
<i></i>
▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬
http://www.pravda.ru/society/fashion/couture/27-01-2013/1142964-nagurski-0/
Картинки
https://www.google.ru/search?q=%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B0%D1%8F+%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%BB%D1%8F&newwindow=1&es_sm=122&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=MKApVPycEqLmywPY84HIDQ&ved=0CAkQ_AUoAg&biw=1024&bih=719

Комментариев нет:

Отправить комментарий