<b>
ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ
Календарь ✍ </b>
<u>
1916 — Я. И. Нагурский (Jan Nagórski) на гидросамолёте М-9
выполнил «мёртвую петлю».
</u>
Первым в России, да и в мире, полярным летчиком был поляк.
Именно Ян (в русском произношении Иван) Нагурский первым поднял самолет в
арктическое небо, первым сделал мертвую петлю на гидросамолете. В 1918 году
уехал на родину и "всплыл" только в 1956 году, когда услышал на
лекции, что летчик Нагурский погиб еще в 1917 году.
Лишь тогда он громко заявил: "Да я же жив!"
<u> </u>
Можно сказать, у него было две судьбы: одна — героя
арктических полетов, первопроходца русской полярной авиации, а вторая —
простого, незаметного польского обывателя… Ян Иосифович Нагурский по праву
считается первым в мире арктическим летчиком. Родился первый полярный ас в
польском Влоцлавеке 27 января 1888 года в семье местного мельника. Семья была
зажиточной и имела возможность дать развитому не по годам отроку неплохое по
тем временам образование.
6 августа 1909 года после окончания Одесского юнкерского
пехотного училища Ян Нагурский получил звание подпоручика и назначение в 23-й
Сибирский стрелковый полк, расквартированный в Хабаровске. В конце 1910 года
юный офицер подал рапорт на поступление в Высшее морское инженерное училище и
продолжил обучение в Санкт-Петербурге.
Крайне вдохновленный демонстрационными полетами Сергея
Уточкина, тогдашнего популяризатора авиации, с начала 1911 года Нагурский
прошел курс обучения в Императорском всероссийском аэроклубе в Новой Деревне.
Как гласят официальные биографии Нагурского, в июне 1912 года он поступил в
Гатчинскую офицерскую воздухоплавательную школу. В следующем 1913 году получил
звание военного летчика.
Однако он решил заняться и наукой. Одновременно с
авиационной подготовкой, в июле 1913 года, Нагурский успешно защитил диплом
морского инженера и был назначен в Главное гидрографическое управление. И с
этого, пожалуй, начинается его судьба как полярного летчика.
•••
•••
21 мая 1914 года Нагурский лично выехал в Париж на Завод
Фармана для приемки самолета. Кроме того, он посетил Завод Рено, где был
изготовлен авиадвигатель мощностью около 80 лошадиных сил. Самолет был снабжен
поплавками для взлета и посадки на воду, способен поднимать груз в 300
килограммов и развивать скорость до 100 километров в час. Запаса топлива на
борту должно было хватить на пять или шесть часов полета. Правда, нанять
грамотного французского техника для обслуживания самолета у него не вышло: никто
не согласился, всех пугала перспектива попасть на неизведанный Крайний Север.
Правда, в Александровске-на-Мурмане (ныне Полярный), когда
самолет в разобранном виде был уже доставлен туда, к Нагурскому присоединился
опытный авиатехник морской авиации Евгений Кузнецов, матрос-доброволец,
прибывший из Севастополя.
Самолет был собран Нагурским и Кузнецовым на берегу Новой
Земли у становища Ольгинского при помощи членов экипажа судна
"Печора". Сборка заняла два дня. И 21 августа 1914 года Ян Нагурский
взлетел над полярными широтами в первый раз (между прочим, в первый раз в
мире!), сделал несколько кругов и приводнился. Не теряя времени, Нагурский
погрузил на борт продовольствие на десять дней, винтовку, лыжи и вместе с
Кузнецовым вновь взлетел. Позже Нагурский писал в своих воспоминаниях:
"Перед нами открывались все более красивые виды.
Направо находился остров с грядами островерхих хребтов и спускавшимися по ним
ледниками, налево — белый океан, на котором кое-где виднелись темные пятна
открытой воды… Сознание, что я первый человек, поднявшийся на самолете в этом
суровом краю вечной зимы, наполняло радостью и беспокойством, мешало
сосредоточиться!"
<i></i>
▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬
➲
http://www.pravda.ru/society/fashion/couture/27-01-2013/1142964-nagurski-0/
❍
Картинки
https://www.google.ru/search?q=%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B0%D1%8F+%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%BB%D1%8F&newwindow=1&es_sm=122&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=MKApVPycEqLmywPY84HIDQ&ved=0CAkQ_AUoAg&biw=1024&bih=719
❍
Комментариев нет:
Отправить комментарий