29 сент. 2014 г.

❀ ❃ ❁ ❋

<b> ДЕНЬ ПАМЯТИ</b>


<b>
Эмиля ЗОЛЯ
Ильи РЕПИНА
Татьяны ЛИОЗНОВОЙ
</b>

♨♨♨

<b>Эмиль Золя </b>

<u>Воля к жизни, участие в выполнении ее далекой и таинственной цели оправдывает самое жизнь. </u>

<u>Единственное счастье в жизни — это постоянное стремление вперед. </u>

<u>Если вы скроете правду и зароете ее в землю, она непременно вырастет и приобретет такую силу, что однажды вырвется и сметет все на своем пути. </u>

<u>Никогда еще люди не относились друг к другу с таким ожесточением, никогда еще не были в такой степени ослеплены, как в наше время, когда они стали воображать, что знают все. </u>

<u>Остроумие часто граничит с полной глупостью. </u>

<u>Смех — это сила, которой вынуждены покоряться великие мира сего. </u>

<u>Страдания правого — приговор неправому. </u>


<b> Илья Репин</b>
<i>
Илья Репин: «От почестей освободите. Я лучше приплачу»
</i>
Почему революционно настроенный автор «Бурлаков» не захотел жить в Советской России?

В Российском государственном архиве социально-политической истории корреспондент «СП» ознакомился с материалами, связанными с попыткой советского правительства 85 лет назад возвратить в Москву из эмиграции выдающегося русского художника Илью Репина. Они интересны как документы истории, поэтому процитируем их без правки, оставляя орфографию и стиль подлинников.

<u>Посланцы Ворошилова в «Пенатах» </u>

В середине мая 1926 года советский художник Исаак Бродский получил из Финляндии от Веры Репиной, дочери знаменитого живописца, письмо, в котором она сообщала, что Илья Ефимович опасно болен и ему необходима помощь. Исаак Израилевич сообщил об этом Клименту Ворошилову, с которым был знаком. Тот обратился к Анатолию Луначарскому. Вскоре к Илье Ефимовичу Репину была направлена делегация в составе советских художников И.Бродского, Е.Кацмана, П.Радимова и А.Григорьева.

Вероятно, стоит напомнить, что Илья Репин еще в 1899 году поселился в усадьбе «Пенаты» в местечке Куоккала в Финляндии, которая тогда была губернией России. После 1917 года, когда Финляндия обрела самостоятельность,Репин автоматически оказался в эмиграции. Жил он в «Пенатах» с Натальей Борисовной Нордман, сыном Юрием и старшей дочерью Верой. Другая дочь Татьяна осталась в России и жила с мужем в бывшем поместье Ильи Репина- недалеко от Витебска, в селе Здравнево.

Делегация из Советской России побывала у Репина. По возвращении Е.Кацман написал отчет. Вот он с небольшими сокращениями:

«30 июня 1926 года мы прибыли в Финляндию и вскоре очутились в Куоккала.
Перед нами двухэтажный дом с большим количеством окон и башенного типа пристроек. Волнуемся. Входим в коридор, Бродский ударяет в гонг, появляется горничная и, улыбаясь, говорит: «Вы из Ленинграда? Пожалуйста, заходите».

Проходим переднюю, увешанную репродукциями портретов великих людей, и попадаем в гостиную. Много картин Репина, зеркала, старинная мебель.

Выбегает женщина маленького роста, с оживленным лицом, радостно хлопает в ладоши и кричит: «Папочка, приехали из Ленинграда!»

Входим в столовую и видим Репина, среднего роста, с согнутыми коленями, в каком-то старомодном сюртуке, розово-лиловое лицо в рамке седых волос. Здороваемся. Голос у Ильи Ефимовича приглушенно-грудной, то баритон, то тенор. Он стоит около стула и держится за спинку.

— Садитесь, — говорит он, — вы с дороги устали, — и двигает кому-то из нас стул. Когда он тронулся с места, я почувствовал, что он ужасно стар, слаб, меня охватило волнение и хотелось быть как можно ласковее с этим гениальным стариком.

Когда все уселись за знаменитый круглый стол, Репин, садясь последним, сказал: «Этот день исторический, счастливый день в моей жизни».

Мы распаковали привезенные из Ленинграда книги и стали показывать их Репину, зная, что советские издания впервые попали в Куоккала. Репин внимательно читал заглавия. Заметив, что они написаны по новой орфографии, рассердился:

— Это безграмотно, это неправильно, это величайшее издевательство над русским языком. Нет, нет, я с этим никогда не соглашусь!

Мы все, съедая улыбки, ожидали окончания орфографического волнения, и вдруг:

— Правда ли, что Виктор Васнецов расстрелян?
— Что вы, что вы! — кричим мы все в один голос. — Виктор Васнецов жив и здоров.

Мы стали читать Илье Ефимовичу письма от художников: от куинджистов, от Ленинградской общины, от АХРРа, от Вялыницкого-Бирули, Гринмана, от Городецких и других, где было много хороших слов и подчеркивались его великие достижения. Нам поручили передать Репину, что правительство наградит его званием народного художника.

Я не могу согласиться, но и не отказываюсь, я и есть народный художник, — сказал Репин и повторил: — Мне насчет славы всегда везло. Я совершенно недостоин этого».

<u>Участие Сталина</u>

Приезд художников из России, их настойчивые просьбы вернуться на Родину, уверения, что власти возратят ему и имение под Витебском, и квартиру в Ленинграде так подействовали на Илью Ефимовича, что он обратился со следующим письмом к Клименту Ворошилову:
<i>
«Высокопоставленный Товарищ Климентий Ефремович, долго я не смел писать Вам, но необходимость заставила. Дело сериозное.

В жизни мне везло, и я никогда не просил. Мой труд меня обезпечивал; и я имел уже имение, собственную кв. в Питере и, несмотря на разроставшуюся семью, имел уже в Государств. и Московско-Купеческом банках — около 200 тыс. рубл. Зол. Переехав на вольное житье в Финляндию я 25 лет устраивался (мастерскую, службы и парк. Здесь я пользовался неограниченными удобствами и, по праздничным дням, мой парк оглашался революционными песнями (тут же сочиненными) и гости мои: прислуга, дворники кухарки, с местными рабочими провожались до ворот, с кооперационным флагом. (Чуковский ближайший свидетель работ и празднеств). Жилось весело, работалось много. Друзья Шлиссельбуржцы (Ник. Морозов и др.) особенно латыши.

Но настали времена лютые: деньги отобрали, из имения (в России) оставили только 4 десятины; в дом поселили латышей, хотя была и школа, где преподавали моя дочь и внучка, в нашем же доме. (Близ Витебска, Верховск.вол.) Искусство мое уже — никому.

После 81 года жиз. дряхлость — ни имения, ни денег. Но у меня еще были друзья. Стали звать меня в Питер, даже приезжали. Наконец говорили: хлопочите, вам возвратят ваше имение и деньги и кв. в Питере. Указывали даже на могучего, хотя и молодого еще деятеля. Этот все может; да только он и может. Этот деятель Вы, Климентий Ефремович.

Простите.
Престарелый художник Илья Репин
Автор «Бурлаков» и «Запорожцев».
</i>
Ворошилов направил письмо художника И. Сталину для принятия решения с такой припиской:

«Дорогой Коба! Посылаю тебе письмо Репина для ознакомления. Очень прошу, если это тебя не затруднит, черкнуть пару слов по этому поводу. Имея твое мнение на этот счет, будет легче и скорее решить это дело в П/Б. Уезжаю завтра. Желаю настоящей, стальной, поправки.
Жму руку.
8 сентября 1926 г. Ворошилов»

На письме — собственноручная резолюция Сталина:
«Клим! Я думаю, что Соввласть должна поддержать Репина всемерно.
8.IX — 26 г. Привет. Сталин.»

Вскоре Ворошилов написал Репину краткий ответ:

«Глубокоуважаемый Илья Ефимович!
Убедительно прошу извинить меня, что так долго задержал ответ на Баше письмо. Был в отпуску и только сегодня возвратился в Москву. По существу, затронутого Вами вопроса, к сожалению, ничего определенного сейчас сказать не могу. Обещаю на днях доложить В. дело Пр-ву и надеюсь, что Рабоче-Крестьянское Правительство, принимая во внимание величайшие заслуги Ваши перед страной и человечеством, сделает все необходимое для удовлетворения Ваших требований. Но это пока мое личное мнение. Постараюсь возможно скорее снестись с Пр-вом и результаты немедленно сообщу Вам.
С приветом, глубокоуважающий Вас К. Ворошилов. 14.09.26»

Репин об этом письме написал с некоторой иронией И.Бродскому:

«Дорогой Исаак Израилевич! Вчера я получил ответ от Ворошилова. Дивное письмо! Если моя просьба будет без ожидаемых последствий, я, всё же, считаю себя счастливцем, получив такой автограф высокой ценности. — Признание моих заслуг величайшими перед страной и человечеством (еще никогда не подымались мы на такую высоту — «перед страной и человечеством»).
Завещаю отдать это письмо на хранение в музей. И кстати, я отрекаюсь от титула «Народного художника», которым было выражено желание - некоторыми почтенными художниками - наградить меня. Я очень очень благодарен за столь высокую честь, но Ворошиловское письмо исчерпывает этот вопрос. Я награжден.
Всего Вам лучшего Ваш Ил.Репин
Поклон милым друзьям»

Читайте далее: http://svpressa.ru/society/article/43895/


<b>Татьяна Лиознова </b>

Почему же хрупкая женщина выбрала столь трудную профессию? «Почему? - размышляла в одном из своих последних интервью Татьяна Михайловна. - Наверное, потому, что в моей жизни всегда не хватало мужского присутствия. У меня на войне погибли отец и три маминых брата. Папа отвоевал на фронтах Первой мировой и после ранения плохо слышал, его не должны были призывать, но он записался в добровольцы и погиб в 1941-м... Знаете, тот, кто пережил войну, никогда ее не забудет. Это вечная боль и рана». Именно поэтому фильмы о войне у Лиозновой настолько честны...

Татьяна Лиознова была одним из самых успешных режиссеров, хотя и сняла всего девять фильмов, большая часть который стала культовыми. Девять шедевров, созданных за несоразмеримо короткие сроки. Никому даже из мужчин-режиссеров такое не удавалось. Именно поэтому Татьяну Михайловну называли «стремительным» режиссером...


Читать полностью: http://www.km.ru/kino/2011/09/30/kino-v-rossii/tatyana-lioznova-zhenshchina-s-muzhskim-skladom-uma


⋱⋱⋱ ⋰⋰⋰  

Комментариев нет:

Отправить комментарий