25 сент. 2014 г.

<b> ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ и журналовЪ   </b>
<u>
    ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ…
</u>
Одесссское…
<i>
Муж приходит домой и застает жену в постели с любовником. Жена тут же делает квадратные глаза и кричит мужу:
- Мыкола, цэ ты? А цэ хто зи мною? Ой, така затуркана, така затуркана…

 

-Как вас постричь?
- Молча.


- Вам кофе в постель?
- Лучше в чашку.
</i> 
◖◗

<b> Легенды Одессы: Джевецкий, или Слава земная и подводная</b> 

На проспекте Шевченко у входа в парк Победы есть памятник, созданный в такой витиеватой стилистике, которую сразу и не расшифруешь. Даже надписи немногое проясняют. Что за история связана с С.К. Джевецким? А ведь это история Одессы. Окунёмся в неё, тем более, что придётся окунуться в глубины морские, ведь речь пойдёт о подводной лодке, первой и, что особо ласкает слух — одесской. День военно-морского флота Украины даже обязывает к этому.

<u> МОРСКИЕ ПРИЗРАКИ</u>
<i> 
Здесь Стефан Карлович сделал два правильных шага: стал Степаном Кирилловичем и местом службы выбрал Одессу. Но как раз наступал 1877 год, и турки с ужасом отметили, что они уже года два не воевали с Россией. Положение надо было срочно исправлять и объявлять войну.

Не чуждый романтики Джевецкий поступил рядовым в Черноморский флот. Ему довелось участвовать в знаменитом бою парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Булленд». Русский пароход потерял половину экипажа, но заставил отступить противника. Обгоревший, в копоти и крови польский волонтёр сидел, прислонившись к пароходной переборке, и пока ему бинтовали руку, загадочно философствовал:

— Против турок надо воевать совсем по-другому. Этот бой можно было выиграть за пять минут.

Окружающие думали, что солдатик бредит. А ему просто вспомнилась одна давняя история. Турки издавна раздражали северных соседей, особенно запорожских казаков. Хотелось если не завоевать Царьград (читай: Стамбул), то хотя бы наподдать басурманам. А на военные хитрости запорожцы были горазды. В 1590 году турецкие лазутчики выведали, что затевается рейд запорожцев. Их ждали, но чисто было море. И вдруг как-то под вечер, словно какие-то морские призраки, из-под воды вышли запорожцы. Прямо, как тридцать витязей у Пушкина. Так это было неожиданно и стремительно, что никто не успел ничего предпринять. В общем, накостыляв от души басурманам, казаки снова ушли в море и сгинули без следа. Что это было, никто и не понял. А Джевецкий понял.

— В Париже мне попались записки некоего Монжери. Этот историк полагал, что запорожские казаки умели строить потаённые суда. Они приспособили свои лодки «чайки» так, чтобы их можно было переворачивать вверх дном. Обшитые кожей те делались герметичными, а имеющегося внутри вместительной лодки воздуха вполне хватало для дыхания. Вёсла же, вделанные в борта, тоже были одеты в кожаные манжеты. Получалась самая настоящая подводная лодка. Вот я и думаю: если бы такая лодка подплыла под турецкий броненосец «Фехти-Булленд» и закрепила на днище пироксилиновую мину, мы спокойно бы попивали винцо, пока турки попивали бы морскую водицу.

Конечно же, свой инженерный прожект подводного потаённого судна для постановки мин под вражеские корабли Джевецкий грамотно изложил военспецам в штабе Черноморского флота. Прожект сочли оригинальным, но фантастичным. И тогда изобретатель принял решение строить лодку самостоятельно на одесском заводе Бланшара.

Поскольку к строительству военное министерство допущено не было, то есть воровать деньги было некому, работа шла споро. Вскоре в Одесской военной гавани среди канонерок и миноносцев закачалась на волнах элегантная железная рыбка со стеклянным колпаком посредине. Пришлось собирать комиссию военных экспертов, чтобы охладить настырность этого самоуверенного польского вундеркинда.

И вот 13 ноября 1879 году в Одессе на пирсе военной гавани собралось высокое морское начальство. Присутствовал сам командующий Черноморским флотом адмирал Аркас. Джевецкий с помощником спокойно готовили свою «рыбку» к погружению. Помощник с непривычки всё поглядывал на пирс:

— Степан Кириллович, я понимаю, что морская форма должна быть чёрной, но такое впечатление, что все собрались на похороны.

— Правильно мыслишь, Петруха. Невесёлый у кого-то будет день. И уж поверь мне: я их сейчас ещё больше огорчу. Будем начинать обедню!

Через несколько минут сооружение, напоминающее перевёрнутую вверх килем шлюпку, отчалило от пирса. В стеклянном колпаке виднелась голова в шлеме с очками, а на уровне плеч были видны резиновые рукава, в которых угадывались руки седока. Вот правая рука приветливо помахала всем, пошёл пенный след, и лодка плавно пошла в глубину.

Вдали на рейде маячила старая баржа. Все бинокли прикипели взорами к ней: эту баржу брался потопить изобретатель лодки. Томительно тянулись минуты. И вот вдали, наконец, вспыхнула яркая вспышка. Баржа завалилась на бок и ушла под воду. И только тогда дошёл звук взрыва. Эффектно!

На пирсе не было произнесено ни слова — гробовая тишина. Но по акватории пошло громовое «ура!». Это моряки со стоящих в бухте кораблей приветствовали победителя. Вскоре он сам легко выпрыгнул на пирс и обратился к адмиралу:

— Поздравляю, господин командующий, это большая победа ваша и всего Черноморского флота!

Ну, ежели это общая победа, тогда «ура!». Руку, по крайней мере, начальство пожало.
</i> 
◖◗
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
Источник Продолжение следует…
 ≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

Комментариев нет:

Отправить комментарий