24 сент. 2014 г.

<i><b>
     В студии Лидия Либединская
</i></b>
◈◈◈  ๚๚๚    ◈◈◈  ๚๚๚    ◈◈◈  ๚๚๚    ◈◈◈  ๚๚๚    ◈◈◈  ๚๚๚    ◈◈◈  ๚๚๚    ◈◈◈ 
<i>
Радио «Свобода»

Виктор Шендерович

Сегодняшнюю программу, я думаю, можно было бы назвать "За одним микрофоном с легендой". Не буду вас интриговать. Лидия Борисовна Либединская. Я думаю, что для наших радиослушателей объяснять не надо и расшифровывать не надо.


Я должен сказать, что хотя мне посчастливилось давно быть знакомым с Лидией Борисовной, готовясь к эфиру, мы все-таки залезли в Интернет. И редактор нашей программы с удивлением обнаружила: ни одного невосхищенного отзыва. Что удивительно, потому что, когда кликнешь какую-нибудь фамилию в Интернете, что-нибудь хорошее будет, и что-нибудь плохое.


Как получается, Лидия Борисовна, что ни одного плохого отзыва? Что, не накопили врагов, что ли?


<u>   Лидия Либединская: </u>   Я думаю, что, может, вы просто не очень внимательно читали сообщения в Интернете. Но я вообще не пользуюсь Интернетом. Услышав такое от вас, я постараюсь войти в Интернет.

<u>   Виктор Шендерович</u>   : И все-таки... В одном лице внучатая племянница Льва Николаевича Толстого, жена писателя Юрия Либединского, одного из основоположников советской литературы и теща Губермана.
"Зятья в слезах про тещ галдят, а наша - лучше не отыщешь
Ни в Сан-Франциско, ни в Мытищах, ни в Африке, где тещ едят".

Это, как вы догадываетесь, Игорь Губерман.

Вот как это самоощущение - потомка Толстого и тещи Губермана?


<u>   Лидия Либединская: </u>   Вы знаете, насчет потомка Толстого, как-то у нас в семье не очень принято было гордиться каким-то родством. Отец был - Борис Дмитриевич Толстой, граф, у него были визитные карточки, еще оставшиеся от дореволюционных лет, он приписывал внизу фиолетовыми чернилами: "Сотрудник Госплана РСФСР". Мама ему говорила: "Боря, это плохо кончится". Это кончилось плохо: в 1937 году он был арестован и погиб в лагере.

Что касается Льва Николаевича, то это не совсем прямое родство, но вот дед Льва Николаевича, Илья Андреевич Толстой, которого он обессмертил в образе старого графа Ростова Ильи Андреевича (он сохранил полностью имя и отчество), вот у этого Ильи Андреевича был родной брат, который был родоначальником нашей отдельной линии. Как известно, Илья Андреевич Толстой был человек очень широкого образа жизни, он, например, белье посылал стирать из Ясной Поляны в Голландию. Но это кончилось плохо. Как известно, и в романе "Война и мир" он совершенно разорился. А потом кончил жизнь казанским губернатором, и вовремя скончался, потому что там шла ревизия и неизвестно, что было бы.

Я думаю, что наш Василий Андреевич был примерно такого же нрава, потому что у нас в семье никогда не было никаких сбережений, нас никогда не волновали дефолты...


<u>   Виктор Шендерович: </u>   Передалось.

<u>   Лидия Либединская: </u>   Да, передалось. Вот это так. А что касается Губермана, то тоже очень приятное родство, я бы сказала, очень хорошее. И я не могу пожаловаться. Во всяком случае, с ним не соскучишься.

<u>   Виктор Шендерович: </u>   Как минимум.

<u>   Лидия Либединская: </u>   Как минимум не соскучишься.


<u>   Виктор Шендерович: </u>   У нас звонок. Мы слушаем вас.

<u>   Слушатель: </u>   Виктор, добрый день. Мне 80 лет, меня зовут Борис Иванович. Очень приятно мне было слышать ваш голос, который исчез одно время из эфира. Я поздравляю вас с новой работой, желаю успехов и желаю, чтобы многим другим, таким же, как я, вы делали приятное.

<u>   Виктор Шендерович: </u>   Спасибо вас, Борис Иванович. Вот так меня еще не поздравляли с переходом на новую работу.

<u>   Лидия Либединская: Вот видите, как приятно.

<u>   Виктор Шендерович: </u>   Да, приятно. И не скрою, приятно, когда от 80-летнего, потому что я, честно говоря, не предполагал:

<u>   Лидия Либединская: </u>   А наше поколение особенное, мы умеем ценить хорошее. Столько насмотрелись на своем веку, что, знаете...

<u>   Виктор Шендерович: </u>   Да в России, как сказано, надо жить долго.

<u>   Лидия Либединская: </u>   Да, это Корней Иванович говорил: "В России надо жить долго, тогда до всего доживешь".

<u>   Виктор Шендерович: </u>    Вы сами заговорили об этом круге знакомых и друзей, совершенно замечательных. Может быть, кто-то не знает, хотя, наверное, большинство знает об этой знаменитой скатерти, которая есть в доме Лидии Борисовны, которую она вышивает... Как называется этот способ вышивания?

<u>   Лидия Либединская: </u>    Стебельчатый шов.

<u>   Виктор Шендерович: </u>   Стебельчатым швом вышивает Лидия Борисовна по автографам своих гостей.

<u>   Лидия Либединская: </u>   Друзей.

<u>   Виктор Шендерович: </u>   Ну да, гостей-друзей.

<u>   Лидия Либединская: </u>   Во всяком случае, там все, кто был у меня в доме.

<u>   Виктор Шендерович: </u>   Несколько людей навскидку, несколько фамилий, если помните.

<u>   Лидия Либединская: </u>   Ну вот, например, Анна Андреевна Ахматова. И, вы знаете, поразительно, она написала только одну строчку, и чем больше проходит времени, тем более глубокий смысл обретает эта строчка. Она написала: "В то время я гостила на земле". Гениально, правда?

Ну, там есть все. Корней Иванович Чуковский, у него там длинное... Он готовился очень, он понимал значение таких мемориальных вещей. Он даже сначала написал черновичок сначала на бумажке, а потом переписал. Она такая комплиментарная надпись, я не буду ее цитировать, но заканчивается она замечательно: "Будьте счастливы и не изменяйте себе". Вот я стараюсь так жить.


<u>   Виктор Шендерович: </u>    Еще одна из надписей - из Интернета - переводчика Левика, замечательного: "Кто вышит вашими руками, тот не забудется веками. Примите и меня в музей увековеченных друзей". Очень узнаваемый, совершенно замечательный Левик.

Там самые разные люди. Там только литераторы?


<u>   Лидия Либединская: </u>    Почему? Художники, ученые, разные там люди. Но больше всего, конечно, литераторов.

<u>   Виктор Шендерович: </u>    Кем надо быть, чтобы попасть на эту скатерть?

<u>   Лидия Либединская: </u>    Вами хотя бы.

<u>   Виктор Шендерович: </u>    Ну, ладно. Я с краешку там, действительно. Оно уже вышито стебельком?

<u>   Лидия Либединская: </u>   Да, и могу вам продемонстрировать.

<u>   Виктор Шендерович: </u>   Надо зайти посмотреть.  

Вспоминает Лидия Либединская
http://www.youtube.com/watch?v=tlk7lzUKH9g
Л Б Либединская о юморе М А Светлова
http://www.youtube.com/watch?v=hjvqMEq-zZg
А.Ахматова - вспоминает Лидия Либединская
"Свидетель века". Лидия Либединская
http://www.youtube.com/watch?v=hIksV9gDzFk
</i>
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
❦❦❦   http://www.svoboda.org/content/transcript/24203634.html (передача полностью)
Картинки и фотографии
https://www.google.ru/search?q=%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%8F+%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F&newwindow=1&es_sm=122&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=c84hVOifMeK8ygPsl4HIBQ&ved=0CCcQsAQ&biw=1024&bih=719
❦❦❦
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

Комментариев нет:

Отправить комментарий