14 сент. 2014 г.

<b>  ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ

Не врут календари… </b>
<u>
1812 — Французская армия под командованием Наполеона вошла в московский Кремль.
</u>
<u>Мародерство…</u>

Пребывание Великой армии в Москве началось с попыток обустроиться в богатых домах, найти контакты с местными жителями, а также в открытии долгожданных запасов продовольствия.

 Так, к примеру, Дюверже, вспоминает, что при расквартировке <i> «выбрал себе помещение в довольно красивом доме», где его «принял некто вроде управляющего». Офицер предполагает, что московские богачи оставляли в домах прислугу, покидая свои дворцы, дабы хотя бы частично сохранить свое имущество. «Наш управляющий, - пишет Дюверже, - был человек догадливый; он правильно сообразил, что на погреб его барина будет сделан самый жестокий набег, и, желая предупредить его, он выпил столько вина, сколько мог вместить в желудок. Он дорого поплатился за свою излишнюю предусмотрительность; когда начался пожар, не было никаких сил его разбудить, и он погиб в огне». </i>

Еще до начала Пожара французы видели, как по городу шатаются каторжники, проститутки и бедняки, которые взламывают двери богатых домов и без удержу грабят. Наблюдая за их действиями, солдаты, весь поход надевшиеся на богатую добычу также пустились в мародерство, и пожар добавил им, как писал Ложье, известного рода мотивации:

<i> «…Постараемся вырвать у огня все, что можно. Не дадим русским радоваться их варварскому торжеству и воспользуемся по крайней мере тем, что они бросили. Имеем же мы право воспользоваться тем, что они оставили огню».

В итоге «солдаты всех европейских наций, не исключая и русских, маркитантки, населении, каторжники, масса проституток бросались взапуски в дома и церкви, уже почти окруженные огне, и выходили оттуда, нагрузившись серебром, узлами, одеждой и проч. Они падали друг на друга, - продолжает Ложье, - толкались и вырывали друг у друга из рук только что захваченную добычу; и только сильный оставался правым после кровопролитной схватки…».</i>

『』

<u>…и милосердие</u>

Многие офицеры старались защищать женщин, стариков, детей, брали под свое покровительство целые русские семьи, с которыми делились своими пайками, старались хоть чем-то помочь оставшимся без крова жителям, прятавшимся от мародеров и лихих людей в подвалах сгоревших домов, на кладбищах и в окрестных деревнях. Так, Лабом вспоминает, что, вернувшись после пожара в Москву, он не сразу смог найти тот гостеприимный дом, в котором его принимали до пожара, а когда, наконец, распознал по соседней церкви «его жалкие остатки», обнаружил в подвале слуг этого дома и его хозяина, «прикрытого лохмотьями, которые одолжили его слуги»:
<i>
«При виде меня он не мог удержаться от слез, особенно когда подвел меня к своим полураздетым и умирающим от голода детям… Знаками этот несчастный объяснил мне, что солдаты, разграбив во время пожара его имущество, отняли у него потом и платье, которое он носил. При виде этой душераздирающей картины у меня заныло сердце; ища средств, чтоб облегчить его страдания, я боялся, что не смогу ему ничего дать, кроме бесплодных утешений, но этот самый человек, который несколько дней тому назад угощал меня великолепным обедом, принимал теперь с благодарностью кусок хлеба…»

Тот же Лабом рассказывает историю одного солдата, который «нашел на кладбище женщину, только что родившую», и взял на себя заботу о ней, принося ей «крохи съестных припасов, которые ему удавалось добыть».
</i>
▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬
   http://1812.nsad.ru/112
Картинки
https://www.google.ru/search?q=%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%8B+%D0%B2+%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5+1812+%D0%B3%D0%BE%D0%B4&newwindow=1&es_sm=122&biw=1024&bih=719&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=Wt4VVK-zN-L4yQOl94DwCw&ved=0CEEQsAQ

▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

Комментариев нет:

Отправить комментарий