1 окт. 2014 г.

<b> ДЕНЬ ПАМЯТИ</b>
 
 
   <b> Роберта ФАЛЬКА
♡  Владимира ГИЛЯРОВСКОГО</b>
   

<b> Роберт Фальк</b>  
<i>
Существует такое мнение, что талант - это не просто тяжкое бремя, а наказание. Расплата непонятно чем, непонятно за что. И трудность одаренного человека не в том, что он выбрал профессию, а в том, что он не мог ее не выбрать. Природа наказала - способности дала. Роберт Рафаилович Фальк думал именно так.

Совершенно чудесным образом в нем умещались сомнения и твердость, меланхолия и активная деятельная жизнь, тяга к отшельничеству и радостная открытость людям. А еще он в равной степени имел дар к живописи и музыке. "Главная моя беда, что я художник" - это его фраза, и тут же другая: "Только тогда, когда я неплохо пишу, я чувствую себя приличным человеком".

Роберт Рафаилович Фальк родился 27 октября 1886 года в Москве в довольно состоятельной семье. Отец его был юристом, присяжным поверенным, и, кроме того, известным шахматистом-любителем. То есть к рисованию не имел никакого отношения. А маленький Роберт уже в семи лет увлеченно рисовал. Рисовал не просто - он вел дневник, каждый вечер зарисовывал все впечатления дня.

Первые эстетические впечатления Фалька связаны с сундуком их кухарки. На внутренней стороне крышки были наклеены лубочные картинки, обертка от мыла, разные этикетки... "Ничего столь красивого и привлекательного я не находил в обстановке у моих родителей и их знакомых!" Мы отметили это потому, что позже Фальк скажет о своей ранней живописи: "Я любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской. Теперь мне кажется, что я изживал в то время мои детские впечатления от сундучка и одеяла кухарки..."

К одиннадцати годам появилось сильное увлечение музыкой, в 16 лет Роберт играл на рояле и готовился поступать в Консерваторию, но к 17-тилетию ему подарили масляные краски - и живопись вернулась снова.

Конечно, родители Роберта, как могли, сопротивлялись живописным устремлениям сына. Они хотели для него более респектабельной карьеры. Поскольку отец был знаком с Валентином Серовым, на семейном совете было решено, что он покажет рисунки Роберта мэтру, и его слово будет решающим. В тот решающий вечер юноша не ложился спать. Отец вернулся поздно ночью с рисунками.

Приговор ужасен. "Пусть лучше занимается музыкой". Роберт пытался бросить и живопись, и музыку, но однажды в очередную бессонную ночь понял, что без живописи не может жить. Усиленные занятия, и через год он уже студент Училища живописи, ваяния и зодчества, а главным "судьей" в приемной комиссии был тот же Валентин Серов. По конкурсу Роберт прошел в числе первых, и так был счастлив, что шел по улице и пел: "Я принят! Я принят! Я принят!"

Учеба, творчество, выставки. Фальк "набирает обороты", Фальк известен, Фальк популярен, Фальк покупается и продается. На очередной выставке был успех, и Фальк получает творческую командировку во Францию. Очень долго, с 28 по 37 год Фальк жил в Париже.

http://www.jewish.ru/culture/art/2001/07/news8693.php
</i>

<u> Работы Роберта Фалька</u>





<b> Владимир Гиляровский</b>

<i>
В России две напасти:
Внизу власть тьмы,
А наверху — тьма власти.


Уходит старая Москва,
Ее дощатые заборы,
В садах тенистых птичек хоры,
Теперь забытые слова
Ты сохранил па полотне
Все то, что пахнуло деревней,
Те уголки столицы древней
В замоскворецкой стороне


Великий пост,
Актеров съезд,
Каких доныне не бывало,
Не знаю, сколько съезд тот съест,
А только выпьет он немало...


Я сорок лет в Москве живу.
Я сорок лет Москву люблю.
В Ходынке мне бока намяли,
Ее я славно расписал,
В 905 м на вокзале
Какой-то бравый генерал
Меня чуть-чуть не расстрелял,
Увидев серую папаху,
Вот эту самую, мою,
Не раз отбывшую в бою…
Я сорок лет в Москве живу,
Я сорок лет Москву люблю


Жизнь свою прожил остро,
И осталось мне одно:
Покататься на метро...
</i>

Последнего он сделать не успел, но за долгие годы, проведенные в Москве, исходил ее вдоль и поперек, и кажется, не было в городе улицы, переулка, дома, которые не знали бы дяди Гиляя. Его могучая фигура с мерлушковой папахой, добродушная улыбка, всегда готовая сорваться с уст шутка, наконец, табакерка с табаком собственного приготовления — на многие годы стали как бы неотъемлемой частью Москвы.



⋱⋱⋱    ⋱⋱⋱

Комментариев нет:

Отправить комментарий