<b>
▒ Камилла Клодель
</b>
✠✠✠ ✠✠✠ ✠✠✠ ✠✠✠ ✠✠✠ ✠✠✠ ✠✠✠ ✠✠✠ ✠✠✠ ✠✠✠
В 1884 году фотограф Сезар запечатлел в мастерском кадре
горделивую Камиллу Клодель во всем блеске ее двадцати лет, у истоков творческого
пути. Эта юная девушка замечательно красива, но красотой не безмятежной или
подстрекающей к завоеванию. Перед нами портрет завоевательницы, чей взгляд
предельно напряжен волей к жизни и творчеству.
Между тем женская судьба этой ослепительной девушки
завершилась полным крахом. Щедро одаренная незаурядным талантом, умом, отвагой,
она получила от жизни то, что, казалось бы, сулило успешную художественную
карьеру — достаточно терпимых родителей, превосходных учителей, из которых
один, несравненный, стал гораздо большим, чем учитель. Но Камилла рухнула во
тьму и небытие, сбитая с ног недугом, о котором до сих пор не все известно.
Камилла Клодель, скончавшаяся, согласно актам гражданского
состояния, в 1943 году в возрасте 79 лет, была мертва для общества и для
искусства с 1910 года, которым прерывается ее краткая карьера, отмеченная
знаком незавершенности и судорожного стремления к так и не достигнутой цели. Ее
можно причислить к тем “проклятым художникам”, которые — как, например, Рембо
или Ван Гог — стали мифическими героями новейших времен.
Однако ее имя и творчество мало о чем говорят большинству
посетителей музеев и выставок. Для публики личность и искусство Камиллы Клодель
едва ли отделимы от личности и искусства Огюста Родена; это рукав могучей реки,
чуть отклонившийся от основного русла и иссякший в песках. С другой стороны,
имя ее заглушается именем гениального и плодовитого брата — Поля Клоделя, слава
которого перекрыла славу сестры, как извержение вулкана погребает селение. Даже
ее крестное имя, бесполое “Камилль”, обрекало ее на неопределенность,
способствующую забвению.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
♮♮ • ♮♮
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Удары судьбы, сокрушившие Камиллу Клодель, не были искуплены
признанием потомков. От ее бедной и одинокой жизни остались разрозненные
работы, прозябающие в малопосещаемых провинциальных музеях, в запасниках, в
частных коллекциях, закрытых для исследователей и публики. Многие ее
произведения пропали бесследно и могут обнаружиться разве что случайно —
щемящий пробел в итогах и без того краткого творческого пути.
Если искать не виновника, как это делает Поль Клодель, преисполненный
боли и негодования за сестру, но катализатор крушения, назвать следует Родена —
Родена, который дал Камилле Клодель почти все и почти все у нее забрал.
Трагедия этого незавершенного творческого пути и разбитой жизни есть трагедия
их двойственной связи, взаимооплодотворяющей и взаиморазрушающей.
“Проклятый художник”, романтическая героиня — у Камиллы
Клодель все данные, чтобы заинтересовать современную публику. Ее история должна
привлечь большое внимание уже потому, что это история женщины, которая погибла
из-за стремления порвать путы женского удела. Но раз она могла так страдать
из-за мужчины, не доказывает ли это, что она была предельным воплощением своего
пола? Запредельным — если вспомнить, что жила она в эпоху, когда женщине
позволялось быть лишь супругой, матерью либо монахиней... Провинциалка без
связей, без поддержки, она только и могла, что получить все от мэтра в обмен на
полную самоотдачу. В этом обмене — тайна ее гения. Когда обмен прекратился, все
рухнуло.
Тем не менее Камилла Клодель до сих пор с нами.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
♮♮ • ♮♮
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Даже не очень любя такое трудное для восприятия искусство, как
скульптура, нельзя избежать сопоставления работ Камиллы с заслонившим их
творчеством Родена, нельзя не натолкнуться на чудо: преображение “Мыслителя” в
“Мысль” — светоносный земной знак того вольного духа, можно даже сказать — след
того дикого зверя, каким явилась Камилла Клодель во французскую скульптуру XIX
века. С этой молодой женщиной в искусство ваяния вторглось чувство — туманное,
нежное и печальное, новый взгляд — ее взгляд, взгляд Мысли, не лишенный
внутренней силы, ибо Камилла была натурой страстной. Стоит ли удивляться, что
сочетание самоуглубленности и страстности одушевило чувственность, не
пожелавшую маскироваться?<...>
В своем апогее искусство Камиллы Клодель проникнуто светом,
дыханием, ощущением равновесия, которое лишь женщина гениальная могла вознести
до такого уровня. Вообще же восстановление равновесия — не реакция ли бывших
учеников Родена на одержимость учителя движением? Но у единственной среди этих
учеников женщины есть нечто большее: то золото, которое, как хвалился Роден, он
научил ее находить в себе и которое, как искусный ювелир, сумел использовать в
собственных работах.
Это золото и пора извлечь на свет во всем его блеске. В самом
деле, пора разобраться в противоречиях этой судьбы, воздать должное своеобразию
творчества, с полным правом заслуживающего называться великим. И наше время,
для которого так важно искупить несправедливость отцов, сохранить все, что
могло быть утрачено, просто обязано восстановить Камиллу Клодель в списке
великих французских скульпторов прошлого.
<i></i>
Подобно тому как разрознено и наполовину поглощено забвением
творческое наследие Камиллы Клодель, остаются малоизвестными и подробности ее
жизни. Мы располагаем сведениями о некоторых ярких моментах, можем обнаружить
поэтическое осмысление каких-то эпизодов в написанном ее братом, но связующая
их нить нередко ускользает. Значительная часть ее переписки утрачена, в том
числе письма к отцу и к Родену, где она, как известно, позволяла себе быть
совершенно откровенной.
Друзей у нее было мало, и она не особенно откровенничала с
ними — признак замкнутости, которая развилась в нелюдимость и завершилась
полным расстройством рассудка.
Душевная болезнь — катастрофа, разрушившая ее жизнь, — вплоть
до настоящего времени оставалась тайной за семью печатями. Словом,
восстановление биографии Камиллы Клодель взывает к детективному расследованию
не менее, чем к терпению архивариуса.
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
✠ ✠ Про Камиллу Клодель http://magazines.russ.ru/inostran/1998/10/pari.html
♠♠ Картинки. Фотографии.
https://www.google.ru/search?q=%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B0+%D0%9A%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C&newwindow=1&es_sm=122&biw=1280&bih=631&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=bseEVPTiKcKtygOg2oCIDw&ved=0CAYQ_AUoAQ
Скульптуры Камиллы
http://allday2.com/index.php?newsid=184355
Комментариев нет:
Отправить комментарий