24 дек. 2014 г.

ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ

Календарь

<b>  <u 1883 — родился Морис Утрилло, французский художник (ум. 1955). </u> </b>
<u> </u
Утрилло неотделим от Парижа, но и Париж неотделим от него. Вот что пишет русский критик и писатель Александр Николаевич Бенуа: “...когда случится забрести в какое-то провинциальное захолустье или в один из тех кварталов Парижа, которые более провинциальны, нежели самая глухая подлинная провинция, то невольно станешь смотреть на окружающее “через Утрилло”, и все это жалкое, унылое придется принять в душу, в нем найдешь и красоту, и поэзию. Это благо, это обогащение”.
<i>
<u> Семья Мориса Утрилло</u>

  Морис Утрилло родился 25 декабря 1883 года, в Париже. Мать художника, Мари-Клементин Валадон, переменила множество занятий (ученица модистки, няня, официантка, акробатка в цирке и т. п.), прежде чем стала профессиональной натурщицей (с ней работали Огюст Ренуар, Пьер Пюви де Шаванн, Винсент ван Гог, Анри де Тулуз-Лотрек и др.), а затем и художницей (Сюзанна Валадон). Ее смелые уверенные наброски восхитили Эдгара Дега, и, освоив под его руководством технику мягкого лака, она стала писать в интенсивной красочной гамме, напоминающей работы фовистов.

Отцом Мориса мать считала некоего Буасси, но в 8-летнем возрасте мальчика по непонятным причинам усыновил давний приятель Валадон — испанец Мигюэль Утрилло-и-Милинс, подрабатывавший газетными очерками, живописью и архитектурными проектами, однако вскоре он уехал в Испанию и не напоминал о себе.

Именем «Морис Утрилло» художник стал подписывать свои картины только после 1906 года, до этого он использовал имена «Морис Валадон» или «М. У. Валадон».

<u> Алкогольное пристрастие</u>

Пристрастившись к алкоголю в подростковом возрасте (14-летнего мальчика, самостоятельно добиравшегося до парижского коллежа из предместья, иногда подвозили штукатуры и, забавляясь, угощали вином), художник на протяжении всей своей жизни, особенно в молодости, был подвержен жестоким запоям. Из-за пагубного пристрастия ему пришлось бросить коллеж (если не удавалось выпить рюмку абсента, мальчик впадал в ярость — рвал тетради и одежду, ломал мебель, угрожал самоубийством). Попытки обучить Мориса ремеслу также не увенчались успехом, и 16-летний подросток стал предметом всеобщих насмешек.

Юношу спасла Сюзанна Валадон — по совету психиатра она стала учить сына рисовать, однако первые уроки (мать водила по бумаге рукой сына с карандашом) были неудачными: Морис отбрасывал непослушные карандаши, рвал картон, пытался выпрыгнуть в окно. Но постепенно живопись увлекла его.
</i>
₪₪₪

<u>Первые художественные опыты. Особенности живописной манеры </u
<i>
Первые самостоятельные наброски Утрилло делал карандашом, затем стал писать маслом. Осенью 1903 года он уже работал на натуре (однако из 150 пейзажей, выполненных, по утверждениям матери, за полгода, не сохранилось ни одного — самые ранние из известных относятся к 1905 году).

На протяжении 1903-1907 годов Морис писал деревушки Монманьи и Пьерефитт, окруженные пологими холмами и заросшие яблонями. В этих пейзажах прослеживается влияние творчества Камиля Жакоба Писсарро, заметное по характерному мелкому отрывистому мазку. С работами Писсарро Утрилло мог познакомиться в Люксембургском музее или в галерее Дюран-Рюэля.

Однако импрессионистическая манера передачи света и воздуха была художнику неинтересна, гораздо больше его привлекала ощутимая графическая материальность предмета. Вскоре композиционной основой большинства его пейзажей становилась уходящая вдаль улица, фланкируемая боковыми кулисами домов; на дальнем плане — преграда из домов или башен, заслоняющая небо и делающая пространство замкнутым.

В отличие от картин Писсарро в пейзажах Утрилло царит ровное, одинаковое освещение, ветра не чувствуется, небо почти всегда безоблачно. Художник упростил реальные формы, обобщая контуры, он свел очертания предметов к их основе; одним движением кисти создавал ощущение скользкой лестницы или отсыревшей штукатурки, провалы окон часто только намечает. Масляные краски казались ему чересчур прозрачными, и для передачи фактуры оштукатуренных и заплесневелых стен он добавлял в с песок, гипс, клей, использовал известь, накладывал кусочки мха, покрытые чернилами и эмалью дощечки, листы бумаги. Растирая краску в чашке, наносил ее на холст ножом, разглаживал пальцами. Эта живописная манера, сформировавшаяся довольно рано, с годами почти не претерпела изменений.
</i
₪₪₪
▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬
Источник http://to-name.ru/biography/moris-utrillo.htm
<u> Картинки</u>

https://www.google.ru/search?q=%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81+%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%BE&newwindow=1&es_sm=122&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=fA2bVPOTCOveywP9rIG4Cw&ved=0CAgQ_AUoAQ&biw=1280&bih=631

Комментариев нет:

Отправить комментарий