8 мая 2015 г.


<b> Ромен Гари и Эмиль Ажар – трагическая судьба писателя </b>

•....*...*...*...*...*...*...*...*...*...*...*...*…*...*...*....*...*...*...*...*...*....•

<i>
 Интересная и трудная судьба сложилась у человека, взявшего два псевдонима: Ромен Гари и Эмиль Ажар. Под такими именами публиковал свои романы во Франции выходец из России Роман Касев (Кацев).

Он был литовским евреем и родился в 1914 году в Вильно; тогда находившимся на территории Российской империи.
      Его мать  - Мина Овчинская служила во французском театре в Москве, актрисой была средней; замужем за Арье Лейб-Кацевым побыла недолго. У нее был восхитительный роман с артистом немого кино Иваном Мозжухиным. Именно его Роман считал своим отцом; мать не упоминала об этом факте прямо, но… мальчик понял.

В канун революции Мина увезла трехлетнего сына во Францию. Началась жизнь в эмиграции. Мальчик стал для матери своеобразным идолом. Несмотря на жизненные трудности, она делала все, чтобы сын ни в чем не нуждался. Она буквально «отрывала от себя кусок», оставляя мальчику еду.
       Роман учился во французских лицеях. Ученье давалось легко. Позднее он закончил Сорбонну и получил диплом юриста; проучившись в университете Варшавы – стал филологом-славистом.

Мать любила его беззаветно. Тоска по оставленной родине, тоска от одиночества, трудности быта – все это выливалось в любовь к сыну. В нем она видела надежду на его прекрасное будущее, которое ждет его впереди и которое могло бы отдать должное матери.
       
В пронзительном автобиографическом романе «Обещание на рассвете» Р. Гари подробно, с легким юмором повествует о жизни с матерью в эмиграции. Подробную статью о взаимоотношениях матери и сына читайте у меня на сайте.

Материнская мечта о великом будущем сына казалась заоблачной и заведомо невыполнимой: «Мой сын станет французским посланником, кавалером ордена Почетного легиона, великим актером драмы, Ибсеном, Габриэле Д, Аннунцио. Он будет одеваться по-лондонски!» Какая мечта! Кому другому три жизни не хватило бы, чтобы все исполнить, даже при жгучем желании. Ромену Гари хватило одной.

Сын не разочаровал мать, он даже превзошел ее ожидания. Энергично завоевывая одну за другой жизненные высоты, Гари действительно стал видным дипломатом, легко продвигаясь по службе: София, Берн, Лондон, Лос-Анджелес. Он путешествовал по всему свету! Красивый и элегантно одетый, он был украшением всех светских мероприятий. (О его личной жизни и любовных романах я расскажу в другой статье).

Кроме того, Р.Гари стал военным лечиком-истребителем!

Во Второй мировой войне он участвовал в Сопротивлении, получил орден Почетного легиона, дружил с Де Голлем.

И наконец, Ромен Гари стал настоящей литературной знаменитостью Франции, автором многих замечательных книг. Темы и сюжеты романов он брал из своей жизни. Сколько впечатлений накопилось у него за годы дипломатической работы, незабываемых путешествий и военных лет! В его творчестве отражены различные культуры: еврейская, французская, американская… «Все мои книги насыщены нашим веком до бешенства». Прекрасно владея французским и английским языками (хотя это не родные языки), писатель писал на английском и сам же переводил на французский. Он был талантлив во всем, за что брался.

Свой первый псевдоним он объяснил так: «Гари – от русского гори в повелительном наклонении. Это приказ, которому я всегда подчинялся в литературе и жизни».

Франция по достоинству оценила его литературный труд. Самая высокая и почетная Гонкуровская премия была присуждена писателю в 1956 году за роман «Корни неба». Правила получения премии были таковы, что ее можно было получить лишь раз в жизни.

       Почему же заголовок этой статьи назван «Ромен Гари и Эмиль Ажар – трагическая судьба писателя»? Дело в том, что автор многих книг Р. Гари решил получить Гонкура дважды. И снова это ему удалось сделать. Но какой ценой? Благополучно сложившаяся писательская судьба не давала успокоения Р. Гари. Он решил «всколыхнуть» общество, бросить вызов. «Моего «я» мне не хватает. Когда я слишком долго остаюсь самим собой, мне становится тесно, меня душит мое «я»…

        Изменив манеру письма до неузнаваемости, творчески перевоплотившись в нового писателя, «заново родившись», наш герой стал публиковать произведения под новым именем. Псевдоним Эмиль Ажар (снова использовал русское слово «жар», «гореть») стал для него источником трагедии, в конечном счете – гибели, физической и духовной.

      Соблюдая инкогнито, Р. Гари посылал рукописи во французское издательство «Галлимар» почтой из Бразилии. О новом авторе заговорила французская общественность. Ей импонировал искренний стиль повествования. В 1975 году роман Эмиля Ажара «Жизнь впереди» получил Гонкуровскую премию. Так, в возрасте 60 лет писатель вновь пережил триумф литературной славы. Его мистификация удалась. Мать могла бы гордиться сыном, обладателем двух премий Гонкура! Но ее уже не было в живых.

         Если бы не премия, Эмиль Ажар продолжал бы по-прежнему писать книги и радовать ими читателей. Но премия присуждена и ее надо получить. Не мог же Р. Гари сам прийти за ней! Материализоваться под именем Э. Ажара пришлось двоюродному племяннику писателя. Поль Павлович охотно согласился сыграть роль автора. Кому же не хочется погреться в лучах славы?

Здесь мы не будем подробно останавливаться на взаимоотношениях дяди и племянника, приведших в конце концов к трагическому финалу. Подробно об этом читайте на моем сайте.
       Устроители премии долго не могли догадаться, что имя нового автора тоже как-то связано с образом огня по-русски… Они носились с модной звездой, превозносили Э. Ажара и даже пригласили П. Павловича в издательство «Меркюр де Франс» на должность директора! Новоявленный автор стал оценивать рукописи молодых.

       Получая премию, П. Павлович представился племянником Р. Гари, «подтвердив» связь поколений. Он совершенно увлекся новой ролью. Французские критики не замедлили сравнивать их литературные стили, говоря, что Р. Гари «исписался», а племянник Э. Ажар смело идет в гору.

       Настоящий автор смеялся над незадачливыми критиками. Ведь стоило  провести тщательный литературный анализ текстов и все встало бы на свои места. Талант не скроешь! Никто не поверил бы, но за эти 5 лет Р. Гари сочинил 11 романов (7 от своего имени и 4 – как Э. Ажар). Племянник постепенно дистанцировался от дяди, старался не связывать себя с писателем Р. Гари. Он жил богато и был знаменит. Надо понимать, какие чувства владели настоящим автором! Критика стала о нем забывать.

      Правда о мистификации все-таки вышла наружу. Честолюбивый П. Павлович издал собственный труд под названием «Человек, которому верили», где изложил историю дяди и племянника, но в своем видении. «Открытие» поразило всех. Нет, Р. Гари совсем не стали превозносить. Наоборот, устроители премии Гонкура были весьма недовольны тем, что Р. Гари их так надул.

       П. Павлович снова оказался в фаворе, раздавая многочисленные интервью и добавляя «подробности». А настоящий автор – Ромен Гари впал в депрессию. Человек чести, он понимал, что совершил мошенничество; почему-то вообразил себе, что власти могут прилюдно сорвать с груди Орден Почетного легиона и это сильно угнетало. Наградой он дорожил.

        В конце 1970-х годов Р. Гари внешне вел обыкновенную жизнь. Однако для себя он все решил. Никто не догадывался о его намерении уйти из этого мира. В конце концов он выполнил обещание, данное матери на рассвете. Она ведь так хотела великой жизни для сына и надеялась, что он «приведет все к счастливому концу».

Сама Мина Овчинская тоже сделала все, что было в ее силах, для благополучия сына. В 1940-е годы, когда летчик Р. Гари воевал на фронте, она заранее написала ему кучу писем и просила соседку регулярно их отсылать. Смертельно больная, она понимала, что больше увидеть сына ей не суждено. Всю войну Гари получал письма и был уверен, что мать жива; порою удивлялся некоторым нестыковкам в тексте. Мина так и не узнала о многих победных высотах, которых достиг ее сын.

66-летний Р. Гари тщательно подготовился к уходу из жизни. Перед этим написал эссе «Жизнь и смерть Эмиля Ажара», где объяснил все. 2 декабря 1980 года, оставшись в квартире один, он позаботился о близких. Чтобы не шокировать их кровавым зрелищем, Гари написал записку, надел на голову красную купальную шапочку, лег в кровать и выстрелил себе в рот.

        «Любителям разбитых сердец просьба не беспокоиться. Конечно, можно отнести это за счет депрессии. Но в таком случае следует иметь в виду, что она длится с тех пор, как я стал взрослым человеком и что именно она помогла мне достойно заниматься литературным ремеслом… Я достиг пределов самовыражения».

</i>
http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/4942469/


Комментариев нет:

Отправить комментарий