~
°l||l°~ <b> Кунсткамера
</b>~ °l||l°~
<b> <i> Смех Брагинского
19.11.2015
</i> </b>
☝☟
<i>
 
 
Он точно знал тайну смеха. Над его
шутками смеялись всегда, из его сценариев они прямиком шли в народ. Но
определяющими фильмами в его жизни стали «Гараж», «Ирония судьбы» и «Берегись
автомобиля» – грустная и смешная комедия с героем, гениально сыгранным Смоктуновским.
«Свободу Юрию Деточкину!», «Я за машину родину продал!», «Какая гадость эта
ваша заливная рыба!» Ведь надо было это придумать! Талантливому сценаристу и
комедиографу Эмилю Брагинскому сегодня исполнилось бы 94 года.
Однажды в 1975 году Эмиль (Эммануэль) Брагинский перенес
тяжелый инфаркт. Жене Ирме сказали быть готовой ко всему. Но он поправился,
хотя врачи осторожно пообещали писателю всего два года жизни. Прошло два
десятилетия, и умер он 26 мая 1998 года в аэропорту по дороге из Парижа домой.
Это была смерть счастливого человека, как бы парадоксально это ни звучало.
Потому что жизнь он прожил замечательную, полную любви и творчества. Конечно,
«для веселия планета наша плохо оборудована», и время было совсем не простое,
но под его пером жизнь превращалась в увлекательное, полное юмора путешествие
со счастливым концом. Он был «городским сказочником» и гордо носил это звание,
одаривая нас своими добрыми, умными и смешными комедиями. С ними мы выросли, с
его героями мы переживали самые сложные времена.
<b>«Я из Москвы приехал. Я нервный»</b>
Судьба обделила его любовью в детстве. Ранняя смерть матери,
женитьба отца – Эмиля полностью отдали на попечение сестры. Воспетая Высоцким
коммуналка – это фон его московских детства и отрочества. Попытки писать,
поступление в медицинский институт (потому что там давали стипендию!), работа в
госпиталях во время войны. Он рыл окопы, получил серьезную травму, лежал в
больнице, зарабатывал себе на обед сеансами игры в шахматы, в которых был очень
силен. Многое повидал в эвакуации в Сталинабаде (Душанбе). А в 1941-м произошла
определившая всю его жизнь встреча с будущей женой Ирмой. Это была единственная
любовь на всю жизнь. И об этой любви – чистой, вечной – он и писал.
В сочиненных им историях любви нет ни грамма цинизма. «Я
пишу о любви, которая есть действительно любовь, а не партнерство. О любви, без
которой жизнь теряет всяческий смысл. Я твердо верю, что такая любовь была,
есть и будет во все времена и у всех народов. А людей, которые не умеют любить,
мне жаль», – говорил он.
Об этой паре люди вспоминают только с восхищением, как,
например, Аркадий Инин: «Мы жили на “Аэропорте” в пяти минутах ходьбы друг от
друга. Часто, идя к метро, я встречал маленькую аккуратную еврейскую пару,
будто из какой-то западноевропейской сказки, их чрезвычайная внимательность и
почтительность друг к другу бросалась в глаза. Это были Эмиль и его чудесная
жена Ирма, которая была главным человеком в доме. Ей он поверял всё, что писал.
Это я понял, когда мы начали работать в соавторстве. “А вот Ирма сказала…” –
говорил он мне по поводу написанного нами накануне».
Интересно, как причудливо складываются писательские судьбы.
Поддержка Ирмы многое значила для Брагинского, и он смог оставить медицинский
институт. Его путь в кино и театр пролегал через журналистику: первые пробы
пера в газете «Советская Латвия», потом работа в журнале «Огонек», и наконец –
предложение написать сценарии о художниках. Сначала о Сурикове, потом о
Крамском. Он не любил вспоминать эти опыты юности.
Но об одном эпизоде, правда, говорил с улыбкой. На большом
художественном совете обсуждали очередной сценарий Брагинского о Крамском.
«Встала Уважаемая Персона, – рассказывал Эмиль Вениаминович, – и молвила: “Мне
сценарий понравился, но явно недоработан образ пламенного трибуна революции
Владимира Маяковского!”». Брагинский вскакивает с места, желая объяснить, что
Маяковский родился в 1893 году, а Крамской умер в 1887-м. При чем здесь
глашатай революции? Оказывается, машинистки перепутали имена и вместо «В.
Маковский» всюду печатали «В. Маяковский». Смешно.
Но ведь с этого момента вся его жизнь была связана с
цензурой, с пробиванием, проталкиванием своих веселых и грустных комедий,
которые нещадно критиковали со всех сторон. «Открытое окно» – первую пьесу, которую
поставили в театре Станиславского, обвиняли в том, что она не смешна. Якобы
писатель «уходит в мирок обывательских интересов». Но это не помешало
профессионалам оценить его работу.
Михаил Светлов, например, дал совет: «Раскрыли окно, Эмиль,
не заглядывайте в рецензии– простудитесь!» И в это же время произошла
судьбоносная встреча с Эльдаром Рязановым. Встреча, определившая следующие 25
лет жизни.
~ °l||l°~ продолжение
следует
</i>
   
  ~ °l||l°~ °l||l°~ °l||l°~ °l||l°~ °l||l°~ °l||l° ~
Комментариев нет:
Отправить комментарий