•••
❏
<b> ᏣᏁ ℴჩᎯ ஒ Ь крылатых слов и ℬы ஒᎯ Ѫモዡห นี </b>
Крылатые слова известны нам с детства. Действительно, кто из
нас не слышал: «В здоровом теле здоровый дух» или: «Аппетит приходит во время
еды»? И чем взрослее, начитаннее, образованнее становится человек, тем богаче
его багаж крылатых слов. Это и литературные цитаты. и исторические фразы, и
расхожие слова-образы.
Но здесь же таится и проблема: блеснув чьей-либо мыслью или
удачным оборотом, люди обычно или смущенно оговариваются: «Не помню, кто это
сказал...», или ссылаются на некоего поэта (без указания его имени — «как
сказал поэт...»), или вовсе, ничтоже сумняшеся. приписывают всякое яркое
выражение Наполеону.
А ведь за каждым словом или высказыванием стоит его автор
(вполне определенный человек — философ, поэт, исторический деятель и т. д.) или
какой-либо конкретный источник, например, Библия. Это и отличает собственно
крылатые слова от устойчивых фразеологических оборотов («кричать во всю
Ивановскую», «верста коломенская» и т. д.), которые имеют анонимное или
фольклорное происхождение.
•••
<b>
Блистать своим отсутствием</b>
<i>
С французского: Briller par son absence.
Стало популярным благодаря трагедии «Тиберий» (1819)
французского драматурга Мари-Жозефа де Шенье (1764—1811), в которой было
сказано: «Брут и Кассий блистали своим отсутствием».
Но у автора был первоисточник — сочинение «Анналы»
древнеримского историка Тацита (Публий Корнелий Тацит, ок. 58—ок. 117). Историк
пишет, что на похоронах умершей в 22 г. н. э. знатной римлянки — жены Кассия и
сестры Брута — несли, по древнему обычаю, изображения родственников умершей.
Среди них не было ни брата, ни мужа, но, пишет Тацит, «Кассий и Брут блистали
именно благодаря отсутствию своих изображений».
Иносказательно: 1. О сознательном отсутствии где-либо, что
делает отсутствующего более заметным, заставляет о нем говорить, и т. д. 2. О
дефиците, нехватке чего-либо (ирон.).
</i>
•••
<b>Блудница
вавилонская </b>
<i>
Из Библии. В Евангелии, в Апокалипсисе (гл. 17, ст. 1—5),
сказано: «Я покажу тебе суд над великою блудницею... Вавилон великий, мать
блудницам и мерзостям земным». Город Вавилон во время составления библейских
текстов воспринимался христианами как символ духовного разврата и средоточие
всякого рода пороков (см. также Вавилон).
Позднее это выражение (другая версия — вавилонская блудница)
стали понимать буквально и применять, соответственно, к женщине легкого
поведения, чья порочность приобрела небывалые, «исторические» масштабы
(шутл.-ирон.). А. С. Пушкин об А. П. Керн (из письма к А. Н. Вульфу от 7 мая
1826 г.): «Что делает Вавилонская блудница Анна Петровна?»
</i>
•••
Комментариев нет:
Отправить комментарий