14 дек. 2016 г.

° ° ˛˚˛ * _Π_____*
˚ ˛ •˛•˚ */______/~\。˚ ˚
˚ ˛ •˛• ˚ 田田            &emsp; &emsp; <b> Истории из истории</b>

Проект Маши Слоним

<i> <b> Марина Собе-Панек

Мифы живучие и неистребимые: Галилео Галилей — E pur si muove!
</b>
Галилео Галилей предстал перед судом инквизиции летом 1633 года. Не за свои религиозные убеждения — он был искренне верующим, законопослушным католиком. Не за свои открытия, хотя каждое из них совершило маленькую революцию в своей области. И даже не за гелиоцентрическую теорию, поскольку он не был ее автором. А за свою научно-популярную книгу в пятьсот страниц…

Книга Галилея называлась «Диалог о двух главнейших системах мира — Птолемеевой и Коперниковой». Она была написана на «народном» итальянском языке и вышла в свет в феврале 1632 года. Галилей написал ее в форме беседы трех персонажей, придерживающихся разных взглядов.

Первый Симпличио, то есть «простак», защищает Аристотеля и Птолемея. Второй ученый, приверженец теории Коперника. А третий –владелец палаццо — выступает в роли арбитра в спорах ученого и простака.

Галилей считал, что обезопасил себя, вложив собственные мысли в уста вымышленных персонажей. И ошибся. Папа Римский Урбан VIII усмотрел в простаке Симпличио карикатуру на себя и нашел в его глупых аргументах отголоски собственных высказываний.

В августе 1632 года продажа книги Галилея была запрещена, но к тому моменту весь тираж был раскуплен. Спустя несколько месяцев, уже находясь под арестом, Галилей горько шутил по этому поводу:
«Если они решат сжечь мой „Диалог“, я не знаю, где они найдут хотя бы один экземпляр. Хорошо, если они отпечатают его еще раз, чтобы иметь, что сжигать…»

Галилео Галилея вызвали в Рим на суд Святой Инквизиции в январе 1633 года. Семидесятилетний ученый представил свидетельство трех врачей о том, что болен и не может покинуть Флоренцию. Ему пригрозили: если не приедет добровольно, его привезут силой, в кандалах…

Следствие по делу Галилея тянулось полгода. За это время ученого 4 раза вызывали на допросы. Суд начался 22 июня. В этот день в церкви монастыря Святой Марии Галилею был оглашен приговор: «Объявляем тебя, Галилей… в ереси, как одержимого ложною и противною Священному и Божественному Писанию мыслью, будто Солнце есть центр земной орбиты и не движется от востока к западу, Земля же подвижна и не есть центр Вселенной…»

От костра Галилея спасло то, что его объявили всего лишь заподозренным в ереси, а не еретиком. Этой формулировки, а фактически смягчения приговора, Папа Римский добился для Галилея по старой дружбе.

Кардинал Маффео Барберини был избран Папой Римским и принял имя Урбан VIII в 1623 году. Прогрессивная Европа тогда была рада, что главой Ватикана стал умный и образованный человек, член Академии Деи Линчеи, юрист и дипломат. Все знали, что в 1616 году именно он — кардинал Барберини — выступил против объявления теории Коперника ересью. Кардинал Барберини с большим уважением относился к Галилею и почитал его, как выдающегося математика и астронома.

В 1624 году Папа римский дал Галилею шесть (!) часовых аудиенций. Основной темой этих бесед была новая астрономия Коперника. Отменить указ своего предшественника и снять запрет с работы польского астронома Урбан VIII отказался. Но зато недвусмысленно заявил, что хотя гелиоцентрическая теория и представляет определенную опасность, церковь не собирается в дальнейшем осуждать ее, как еретическую, потому что истинность этой теории доказать невозможно. И вот, спустя каких-нибудь восемь лет, Галилей доказывает истинность теории Коперника. Да еще пишет свою книгу на простом итальянском языке, чтобы эти доказательства смог прочесть и понять любой грамотный человек. И вдобавок выставляет Папу Римского на посмешище…

После оглашения приговора Галилей, встав на колени, зачитал текст отречения: «Я, Галилей, сын Винченцо Галилея из Флоренции, в возрасте 70 лет, лично представши пред судом… с открытым сердцем и искренней верой проклинаю и презираю вышеупомянутые заблуждения и ересь, противоречащие Святой Церкви; и клянусь, что в будущем никогда больше не стану говорить и утверждать ни устно, ни письменно того, что могло бы навлечь на меня подобные подозрения…»

Говорят, что поднимаясь с колен после отречения, Галилео Галилей крикнул: «А все-таки она вертится!» Но это всего лишь миф. Старый, больной человек, напуганный и униженный, чудом избежавший костра инквизиции, вряд ли позволил бы себе играть с судьбой.

Историки считают, что эту красивую легенду придумал итальянский журналист Джузеппе Баретти. По крайней мере, именно в его книге, изданной в 1757 году, то есть, через 124 года после отречения, Галилей впервые топнул ногой и сердито произнес: «E pur si muove!»

</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий