♥~√v”^√~√v^√v’^~√♥
<b>
Трагическая любовная биография Сергея
Эйзенштейна
</b>
Все, кто видел гениальные фильмы Сергея
Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», «Иван Грозный», «Александр Невский»,
помнят, что в них нет ни одного лирического женского образа, ни намека на
эротику. Женщины в его картинах – этакие «скифские бабы», соратницы и воины. И
в жизни его было так же – даже несмотря на то, что он дважды женился, со своими
избранницами он не вступал в интимную связь.
<i>
Его детство было безрадостным. Родители –
рижский архитектор Михаил Эйзенштейн и Юлия Коноплева, дочь петербургского
промышленника, – всегда скандалили друг с другом. «Матушка кричала, что мой
отец – вор, а папенька – что маменька – продажная женщина», – вспоминал Сергей
Эйзенштейн.
Однажды неверная жена сбежала от мужа,
забрав с собой сына. А потом поняла: он мешает ее любовным приключениям. И
отправила его одного домой в запертом на ключ купе поезда... В итоге родители
развелись. Эти бурные ссоры родителей стали для Эйзенштейна грузом мучительных
воспоминаний на всю жизнь. Он боялся отношений между мужчиной и женщиной...
Отец отправил сына учиться в Рижское реальное училище, а затем – в
Петроградский институт гражданских инженеров. В институте Эйзенштейн увлекся
революционными идеями и ушел добровольцем в Красную армию. И там занялся
самодеятельным театром. А уже в 20-м году стал художником-декоратором Первого
рабочего театра Пролеткульта. В это же время он принес свои первые карикатуры в
«Огонек». И подписал их Sir Gay,
что означает веселый сэр. Так он транскрибировал свое русское имя «Сергей» на
английский лад. Правда, в то время слово gay еще не приобрело своего нынешнего смысла.
Впрочем, к своим 22 годам он все еще был
даже нецелованным. В его образе жизни была некая странность: он устраивался
жить в доме своих женатых друзей, любил всего лишь греться у чужого огня.
Притом что имел достаточно средств, чтобы снять отдельную квартиру. А вскоре
Эйзенштейн встретил «сердечного друга» – Григория Александрова. Однажды,
находясь в театре, режиссер оставил на видном месте припасенный завтрак. А
время было голодное. Глаз на него положил Александров. Хотел своровать.
Эйзенштейн это заметил и кинулся спасать свою краюху хлеба. Они сцепились в
драке.
У Григория было мужественное и красивое
лицо, тело атлета, белокурые волосы. Он стал соратником Эйзенштейна,
ассистировал во время съемок «Потемкина», «Октября». Что было между ними?
Сотрудничество, дружба? Но многие уверены – любовь. Он обожал Гришу и проживал
не свою – его жизнь. Однажды Эйзенштейн встретил актрису, которая для него
воплощала абсолютный женский идеал. Но признаться в любви не решился. И девушка
стала возлюбленной Александрова. А Сергей довольствовался тем, что жил в одной
квартире с другом и его любовницей.
Поговаривали, что просто-напросто у него в
отношениях с женщинами возникали трудности определенного рода: он испытывал
полный паралич – был импотентом. Он любил в Грише то, что не мог испытать сам.
Это не была гомосексуальная привязанность в полном смысле этого слова, а скорее
иной склад характера. В 30-е годы Эйзенштейн, живя в Берлине, посещал ночные
клубы для гомосексуалов. Пытался разобраться в себе. Он боялся сексуального
раскрепощения. Страсти, что разрывали его на части, проявлялись и в его
гомосексуальных рисунках. В них всегда присутствовали два партнера,
принадлежащие друг другу. И тут он был вуайеристом. Ведь интимная жизнь его
приятелей всегда проходила почти в его присутствии, за ширмой.
К 36 годам режиссер попытался наладить хотя
бы быт с женщиной. Его выбор пал на Перу Аташеву, киножурналистку. Они
познакомились во время работы над «Броненосцем». Пера обладала милой и потешной
наружностью: небольшого роста, полная, черноглазая. Она подбирала для своего
кумира нужные материалы, вела переписку. И мечтала родить от Эйзенштейна. Но
«старик» – так она его называла – не мог ответить ей любовью. Они так и не
легли в одну постель... В конце 1930 года место Аташевой временно заняла другая
ассистентка – Елизавета Телешева. И это несмотря на то, что Пера, рискуя собой,
выходила Эйзенштейна, когда он заболел черной оспой.
Про Телешеву в окружении режиссера говорили:
женщина-гренадер. Они познакомились на съемках первой версии фильма «Бежин
луг», в которой Телешева снималась в роли председателя колхоза. Она оказалась
рядом с ним в момент сильнейшей депрессии – первая версия этого фильма была
встречена в штыки критикой, заигрывающей с властью. Телешева морально
поддерживала его, пыталась ободрить и вернуть к жизни. И даже смогла
переубедить директора «Мосфильма» взглянуть иначе на творение Эйзенштейна. А
когда его «вернули» в режиссерскую элиту, стала для него обузой. К концу 30-х
годов она предложила ему расстаться.
«Ваше гнусное отношение ко мне я ничем не
заслужила. Я уже пять лет живу в основном вашими интересами. Неужели вы не
понимаете, какими уродливыми и ненормальными стали наши отношения? Утром я жду
звонка, ибо это единственный способ общения с любимым, горячо любимым
человеком! Разговор продолжается 2–3 минуты. Никакой души, тепла, ласки. На
вопрос «увидимся ли мы?» следует раздражение: «мне некогда»... Всякий
экспансив, ласка, тепло охлаждается немедленно или грубостью, или равнодушием.
Всякое проявление внимания или любви встречается холодно, как должное. Ведь для
женщины большое горе не жить вместе с любимым человеком, не быть его женой в
полном смысле этого слова – и физически, и морально. Ну, если физически вы не в
порядке, я согласилась, больше того, я согласилась жить врозь, хотя это
огромная жертва ...» – писала она ему. Он предпочел расстаться. А в конце жизни
официально оформил брак с Перой. Она и стала его законной вдовой, так и не
побыв настоящей женой.
Елена
Петрова
Источник:
http://sobesednik.ru/culture/20130127-tragicheskaya-lyubovnaya-biografiya-sergeya-eizenshteina
</i>
♥v”^√~√v^√v’^~√v”♥
Комментариев нет:
Отправить комментарий